На них почти никогда не бывает скидок, но при этом благосостояние многих модных домов держится именно на этом аксессуаре. Угадали, о чем это мы? О сумках. Дизайнерские марки уже давно спекулируют на цене этой вещи и не стесняются продавать популярные модели по цене старой иномарки. Как им это удается и почему сегодня сумка – это предмет культа, а не банальное приспособление для переноски необходимых предметов?
Предпосылки культового статуса сумки зародились еще в конце XIX – начале XX века, когда этот аксессуар сопровождал собой важнейшие перемены в жизни женщин. С ростом эмансипации женщины получали в свои руки все больше прав, а соответственно, и все больше предметов: сначала это были собственные деньги и бумаги, потом сигареты и косметика, а позже и ключи от личного автомобиля. И если сейчас все эти мелочи – норма, то тогда они считались символичными предметами гордости. И если они были у вас в наличии, то непременно нужно было это продемонстрировать окружающим. Как? С помощью сумочки. В тех самых бархатных клатчах в 20-е годы, расшитых перьями и жемчугом, которыми мы сегодня любуемся в музеях моды, женщины берегли сокровища своей независимости – новую самостоятельную жизнь, чьи эмблемы уже не помещались в один-единственный карман на пышной юбке.
С годами сумки сотни раз меняли формы, размеры и материалы. А еще дорожали до стоимости рисунка какого-нибудь модного художника, заставляя своих загипнотизированных роскошью покупательниц забыть, что те всего лишь покупают «тару» для переноски личных вещей, а не «вечное» произведение искусства. И тут многие модные редакторы начнут с нами спорить: а разве сумки – это не предметы искусства? У них же даже есть собственная графа в списке аукционных предметов на ярмарках Sotheby’s и Christies, и одна всем известная сумка уже успела поставить на аукционе свой рекорд – ушла с молотка за 380 тысяч долларов. И кто бы это мог быть, если не желанная всеми Hermès Birkin?!
О сумках можно и нужно рассуждать банально, но никак не получается – этот предмет полон историй, смыслов, культов и ассоциаций. Представьте себе даму, которая выкладывает несколько десятков тысяч рублей за классический и не бросающийся в глаза логотипами и брелоками саквояж среднего размера от Prada. Ведь все, что она положит туда, могло бы смело уместиться в плотный пластиковый пакет за 10 рублей, ну или в небольшую холщовую сумку с принтом из IKEA за 150 рублей, которые сейчас так популярны у европейской молодежи. Почему же она вытаскивает банковскую карточку именно при появлении той самой – беспредельно дорогой для просто кожаной сумки – вещи? Потому что, помимо своей функции по транспортировке предметов, сумка несет еще одну важную миссию уже много десятилетий подряд – она демонстрирует вкус, уровень достатка и социальный статус своей обладательницы.
А вы думаете, на что в первую очередь смотрят хитрые продавцы-консультанты в бутиках? На сумку только что вошедшей в помещение клиентки. Заметьте также, что большинство женщин, которые не показывают какого-либо интереса к моде и равнодушны к тенденциям, сумку все равно подбирают себе с особой тщательностью и могут надеть растянутый свитер и брюки не по размеру, но сумка под мышкой все равно будет в меру классическая – квадратная, без видимых карманов, из приятного на вид кожзама и в базовой расцветке. А попробуйте зайти на размножившиеся нынче как грибы после дождя сайты по продаже бывшей в употреблении дизайнерской одежды: свитерок с громким именем на бирке обойдется вам максимум в 100 евро, а вот сумка – уже минимум в 700, причем даже если это коллекция прошлого или позапрошлого года. И что же в них такого, если на вид сумки-близнецы кучкуются на полках Zara и Topshop за куда более адекватную сумму? Но ведь последние не приносят такого чувства удовлетворения, да?
В сумках есть что-то демоническое, потому что, несмотря на то что одежда и обувь вроде ближе к телу, сумка все равно ближе к характеру, к истинной сущности, к индивидуальности. Она «прочитывается» будущей хозяйкой на витрине, и после оплаты чека эта хозяйка хочет, чтобы по сумке «читали» теперь ее саму. Это такой невербальный способ общения с миром – через сумку, татуировки, украшения. И бренды зарабатывают на этом, потому что изготавливают не просто новую сумку, а психотип – модель для подражания в коже и металлической фурнитуре. Ваше второе «я», которое шаг за шагом следует за первым. И не дай бог ее потерять – некоторые точно расстроятся больше, чем от потери смартфона, потому что у сумки нет резервных копий, нет карт памяти. Она такая же, как и ее обладательница, – объект восхищения в единственном числе.
у меня тоже зависимость...