Юлия Манукова

Юлия Манукова,
колумнист

16 июня восстановленная версия фильма Сергея Соловьева «Асса» выйдет на экранах 250 кинотеатров России. Для кого-то это будет первым знакомством с культовой картиной конца 1980-х, а может, даже настоящим арт-открытием. Для других – ностальгическим просмотром, за время которого бросится в глаза актуальная сегодня стилистика, временами напоминающая кое-что из творчества Dries Van Noten, The Row, Vetements или Gosha Rubchinskiy. Вот о стиле картины мы и поговорим.

Самобытность в духе времени

Сергею Соловьеву каким-то магическим образом удалось поймать дух времени в этой картине. Его герои – то самое поколение, которое росло в относительной свободе. Да и подход к созданию фильма был соответствующим: никаких особых кастингов, никаких специальных художников по костюмам. Cергей Бугаев по прозвищу Африка, который сыграл мальчика Бананана, приходил сниматься в своей одежде, или ему подбирали предельно похожее на то, что он носил. Режиссер собрал в одном проекте самобытный круг людей, позже ставших культовыми личностями в своей стране: практически все из них входили в состав богемной тусовки тех лет, что во многом определило и стиль картины.

Та самая многослойность

Упомянутый Африка легко узнается по кадрам в объемном тренче песочного оттенка на несколько размеров больше, что спустя несколько десятилетий станет важным трендом современности. Туфли на платформе, многослойные комплекты с сорочками, серьги в ушах Бананана сегодня для молодого поколения зумеров выглядят чем-то знакомым и удивительным, несмотря на колоссальную разницу времен. Более того, в фильме отчетливо прослеживается идея дабл-дрессинга, что для создателей, конечно, означало нечто большее, чем моду, – душевную близость героев, единомышленников, которых объединяет общий взгляд на чувство прекрасного и авангардный дух.

Новая женственность

Героине Татьяны Друбич удалось в этой картине установить альтернативные правила женственности, которые включают в себя слом стереотипов и правил. Надвинутая на лоб мужская кепка, бесформенная джинсовка со спортивным шарфом, поразительный оверсайз – она не пытается украсить себя макияжем или чем-то еще (если не считать броши на лацкане пальто, еще и на внутренней его части), показывая на экране, как мужская рубашка может стать самым сексуальным нарядом для девушки, идущей против системы. Вся эта выразительная отстраненность и равнодушие к одежде, некоторый аскетизм опять же станет важным периодом в моде спустя три десятилетия, когда женщины начнут одеваться вне времени, вне сезона и возраста, не беря за основу рюши и вырезы как единственные элементы выражения своей внутренней природы.

Что-то подобное мы видели в картине Вуди Аллена «Энни Холл», где молодая Дайан Китон носила типично мужскую одежду, ни разу не появившись в чем-то обтягивающем или откровенно чувственном. Правда, в «Ассе» все это смотрелось куда более гротескно, стильно, многогранно, когда одежда лишается своего функционального предназначения и становится смыслом, частью внутреннего мира героев и эпохи. Так не одевался никто – так одеваются сейчас, смотрясь удивительным образом аутентично и стильно, уже не удивляя никого ни шириной и кроем жакетов, ни смешением гендерных различий.