Британский дом Burberry решил устроить себе масштабную перезагрузку: уже с этого года коллекции не будут делиться на мужские и женские, а будут выходить одновременно, трио из линеек Burberry Prorsum, Burberry London и Burberry Brit превратится в один бренд, а сезонность с делением на осень/зиму и весну/лето полностью исчезнет. Эти перемены в Burberry стали самой многообещающей новостью за последнее время, потому что мы заподозрили в них не просто новый подход к производству вещей, а кардинальную смену концепции самого бренда, которая теперь будет в большей степени отвечать интересам покупателей, кого (по-честному!) сезоны и уж тем более сезонные тренды уже не так уж интересуют...

Как Интернет заставил всех переосмыслить идею сезонов

Потенциальные покупатели дизайнерской одежды обитают по всему миру – от Аляски и северных регионов, где столбик термометра зимой может легко опуститься до –30, до Арабских Эмиратов и северных областей Бразилии, где +25 уже означает непривычные нам «холодно» и «это совсем не лето». О какой сезонности тогда может идти речь, если, когда у нас наступает зима, в Австралии и в Аргентине в это время, наоборот, приходит лето? Дизайнеры ввиду своей централизации в Европе и Америке долгое время ориентировались на климатические зоны этих стран, но развившаяся в последнее десятилетие интернет-торговля «спутала все карты». С появлением онлайн-бутиков, где может в одну и ту же минуту покупать житель Австралии и Канады, сезонность потеряла свой смысл. «Проблема в том, что мы сидим здесь и ожидаем увидеть в зимней коллекции теплые вещи, а между тем на всем южном полушарии в это время лето в самом разгаре», – подмечает парадокс Джонатан Сондерс, основатель одноименной марки Jonathan Saunders.

«Сегодня нам нужны транссезонные вещи, потому что 50% наших клиентов живут за границей и их погодные условия, безусловно, имеют значение», – говорит основатель лондонского онлайн-магазина Matches Fashion Рут Чапман и советует дизайнерам создавать коллекции без привязки к климатическим зонам. К слову, Burberry не первый бренд, который отказался от сезонности, – еще раньше это сделал, например, британский лейбл Erdem и объяснил это именно интернациональной базой своих клиентов. «Мы доставляем одежду на Ближний Восток, во Флориду, в Россию – по всему миру», – говорит менеджер бренда Дженифер Бака. Действительно, к чему нам сезонность, если наша осень, например, совсем не похожа на калифорнийскую или римскую, пусть лучше это будут просто вещи, для которых мы сами найдем повод и погоду.

Нам точно нужно столько новинок?

Рациональный взвешенный ответ: нет. Но в них все еще заинтересована модная индустрия, чтобы беспрестанно получать прибыль и «подкармливать» покупателей соблазнительными по цвету/форме/крою/дизайну новинками. Еще несколько лет назад эта игра в переодевания, которую начинали дизайнеры, а продолжали модные журналы, казалась чем-то увлекательным, но сегодня, когда шопинг пришел в каждый дом и самый большой универмаг в мире оказался в вашем собственном компьютере, от погони за трендами все откровенно устали. В интернет-магазинах сегодня за считаные секунды вы можете приобрести себе все фасоны юбок, которые вам нравятся, и туфли с любой высотой каблука, но как только вы уже это сделали – что же будет дальше? Дизайнерам остается изобретать микротренды и заниматься «вечным возвращением» всех стилей по очереди, которые мы наблюдали в истории моды. А покупателю все равно скучно, и он не уверен, что ему нужно потратиться на вещь просто из-за формы воротника или из-за того, что гранж вернулся.

«Люди стали покупать гораздо меньше и все чаще переходить в интернет-магазины, но когда они приходят в обычный бутик, то они точно не хотят видеть то, что уже видели. Это доводит и дизайнеров до изнеможения, потому что между сезонами почти нет паузы, а ты все равно в короткие сроки должен придумать что-то новенькое», – говорит вице-президент нью-йоркского универмага Bergdorf Goodman Линда Фарго.

«Истощение дизайнерских ресурсов налицо (а точнее на подиуме) – посмотрим, например, на последние коллекции Gucci, которые не отличаются друг от друга, или на частую смену креативных директоров домов моды, у которых от необходимости удивлять минимум четыре раза в год просто «садится батарейка

Конец трендов и начало стилей?

Мы привыкли ждать от моды тенденций и новых идей вместе со сменой сезонов, некой подсказки на тему, что бы мне такое надеть, чтобы почувствовать себя в том или ином образе, но при этом еще и не промокнуть и не простудиться. Сама концепция тенденций крайне привлекательна, ведь она отражает и политический, и социальный контекст общества, но только вот капитализм с его гонкой за моментальной прибылью испортил всю картину: модная сезонность превратилась в колесо с хомяком, которое раскрутилось до невероятной скорости, что даже и само животное в нем уже и не разглядишь.

Что же случится, если мы нивелируем тренды? Это и есть то, что происходит сейчас, – переосмысливание романтического понятия «собственный стиль», которое больше не подразумевает умение сочетать что-то по канонам или, наоборот, разрушать эти каноны, но чтобы «стильно».

Теперь собственный стиль – это просто вы и ваш шкаф и никого больше. Мы открываем для себя концепцию «униформы» – одежды, которая соответствует нашему образу жизни. В отличие от трендов, униформа – это то, что помогает, а не мешает жить

Тренды – это крупные кольца, которые приходится снимать, потому что вы целый день печатаете на компьютере. Униформа – это крупные серьги, которые вы носите, потому что обожаете балетные пучки, ходите на работу в черных топах и белых рубашках, но втайне симпатизируете стилю испанской Кармен и помпезно-страстной эстетике коллекций Dolce & Gabbana. Тренды – это как роман на одну ночь, когда наутро даже не хочется завтракать вместе, а униформа – это как лучший друг, с которым хорошо просто потому, что вы родственные души. Так на чем остановимся тогда?