Неважно, будь то русскоязычное или иностранное издание, под модными материалами в духе «Что надеть на работу?» или «10 тенденций для офисного стиля» вы всегда найдете парочку недовольных комментариев, которые осудят подборку вещей за несоответствие реальности и напишут, что на серьезном рабочем месте такие вольности в одежде позволять себе нельзя. Впрочем, модных журналистов это никак не останавливает, и каждый год в список вещей, которые стоит включить в офисный гардероб, по советам разных авторов попадают то пайетки, то розовые блузки с оборками, то кожаные штаны, то актуальные нынче тапочки. И вероятно не потому, что эта fashion-армия просто хочет поиздеваться над банковскими работниками, которым даже плотность колготок и цвет жакета подбирается «свыше», а из банального и вполне понятного желания перестать уже разграничивать рабочую одежду и «нормальную» и таким образом еще больше упростить взаимоотношения с собственным одежным шкафом. Мы решили поразмышлять, есть ли в будущем, далеком или ближайшем, шанс, что деловая одежда и повседневная для большинства профессий сольются в одно целое и какие предпосылки к этому заметны уже сейчас.

Начнем с минутки философствования. Если задуматься, в самом по себе рабочем процессе и присутствующем для его исполнения обязательном дресс-коде существует противоречие, которое в одних компаниях проявляется ярче, а в других и вовсе отсутствует. На первый взгляд, ваша должность требует креативного подхода к выполнению дела и проявления находчивых личных качеств, что, согласитесь, верно в том числе и не для творческих профессий, но в то же время ограничивает вас жесткими рамками одинаковой для всех униформы. Выходит, что на одном конце – ваша уникальность, а на другом, противоположном, – лютый конформизм и четкое соответствие общепринятому стандарту.

Кадр из фильма «Служебный роман», 1977
Кадр из фильма «Служебный роман», 1977

Кадр из фильма «Деловая женщина», 1988
Кадр из фильма «Деловая женщина», 1988

Кадр из сериала «Безумцы», 2015
Кадр из сериала «Безумцы», 2015

Точно такое же противоречие на тему униформы можно обнаружить и в концепции самой модной индустрии. С одной стороны, сама по себе мода отрицает понятие «униформность», которое трактуется как однородность, постоянство, равномерность. Что-что, а меняющиеся в хаотичном порядке, как молекулы, тенденции уж точно никак не ассоциируются с постоянством. Но с другой стороны, в последние годы на фоне изобилия этих самых тенденций и всеобщего пресыщения постоянно сменяющейся журнальной картинкой именно мода, а в частности несколько популярных и известных на весь мир дизайнеров, прибрала к рукам понятие униформы в том его значении, которое синонимично определению понятия «стиль», – некий набор однородных вещей, универсальных и неэксцентричных, которые складываются в гармоничный гардероб одной личности. Например, коллекции Виктории Бекхэм критики из Vogue называли прототипом униформы современной женщины, уповая на элегантные и повторяющиеся от сезона к сезону силуэты и некую комфортную однообразность, которую при всем желании не назовешь скучной. Выходит, что в случае с Бекхэм «униформа» звучит как комплимент. Впрочем, кстати, как и в случае со стилем того же Стива Джобса и Марка Цукерберга, которыми журналы так любят иллюстрировать статьи про аскетизм в гардеробе и разумное потребление.

Мол, для успеха вам достаточно кроссовок, джинсов и черной водолазки. Чем вам не униформа? Но только с одной важной пометкой – в данном случае работник выбрал ее сам, а не вычитал в кодексе компании

Честно говоря, мы местами и сами не можем определиться в своем отношении к рабочей униформе. В ее нерушимом конформизме кроется толика ностальгии по прошлому, когда магазины одежды еще не могли похвастаться пестрыми новыми поступлениями раз в неделю, а люди преданно ценили свои платья, шляпы и пальто, аккуратно развешивая в шкафу и придумывая им целые истории. Видимо, по этой же причине нас так восхищают костюмы актеров из сериалов «Безумцы» или «Карточный домик» – за их стать, благородство и характер. Но как только вы натыкаетесь на новость о том, что в Великобритании хотят запретить работодателям заставлять своих сотрудниц носить обувь на каблуках, то в душе просыпается солидарность: действительно, зачем принуждать кого-то терпеть многочасовые неудобства просто потому, что кому-то кажется, что так сотрудница выглядит привлекательнее? И этот вопрос еще как про униформу, а именно про то, как по-разному нам ее навязывают – женщинам и мужчинам.

Jil Sander, осень-зима 2016/2017
Jil Sander, осень-зима 2016/2017

Balenciaga, осень-зима 2016/2017
Balenciaga, осень-зима 2016/2017

Louis Vuitton, весна 2017
Louis Vuitton, весна 2017

Victoria Beckham, pre fall 2017
Victoria Beckham, pre fall 2017

Пожалуй, еще одной предпосылкой к тому, что жесткие рамки официально-делового стиля однажды уйдут в прошлое, является и тот факт, как социальные сети изменили наши отношения с коллегами и руководством.

Ведь раньше униформа помимо рабочего костюма служила еще и своеобразным символом трудолюбия, создавала желанный руководством образ идеального работника, ответственного, прилежного и дисциплинированного, как стрелки на его отглаженных брюках

А теперь мы добавили своих шефов и генеральных директоров в друзья в социальных сетях, лайкаем их фотографии с рыбалки, они – наши с Мальдив. И в этот самый момент формальное пересекается с неформальным, и вы понимаете, что пусть даже исключительно на экранах компьютеров и телефонов, но вы все же существуете в парадигме друг друга как «нормальные» люди. Некая иллюзия максимальной серьезности, собранности и правильности человека-винтика в огромном механизме исчезает, мы открываем свой личный мир посторонним людям и, возможно, на каком-то подсознательном уровне становимся для них менее «сотрудником» и более просто «человеком». Не исключено, что и рабочая униформа однажды последует по этому же пути...