Еще каких-то пару десятилетий назад прозрачная одежда ассоциировалась с эксцентричностью: платья, cквозь которые просвечивало нижнее белье или даже голая грудь, носили ради эпатажа и канонам моды вопреки. Последующая передозировка нарядами «без загадки» дала о себе знать, и теперь, в эпоху социальных сетей, прозрачная одежда – это уже что-то вроде классики. Не офисной, конечно, но вечерней, а для кого-то и повседневной точно. А классика, как известно, никогда не выходит из моды.
Начнем с того, что прозрачные вещи вошли в моду далеко не вчера, а точнее не в XX веке, а на две сотни лет раньше. Платья из тончайшей органзы были дико популярны при дворе во времена Марии-Антуанетты: она совершенно не боялась критики и упреков в том, что ее платья похожи на ночные рубашки, и смело надевала прозрачные вещи на людях. Сто лет спустя история повторилась в викторианской Англии, только теперь прозрачность вещи обеспечивало уже кружево, а не органза, как во времена французской королевы. Кружевная ткань конструировалась таким образом, что оборки сменялись полосками из ажурного крупного кружева, под которым и просвечивало... нижнее белье. Ведь до демонстрации голого тела пока еще далеко – нужно будет дождаться XX века и сексуальной революции, чтобы продемонстрировать под одеждой «костюм Евы». В 60-е годы так и случилось, дошло даже до фотосессий в журналах, где прозрачные платья в пол демонстрировались на полностью обнаженном теле, и это без всяких там трюков в Photoshop и на фигурах, которые сегодня бы обозвали plus size. Кстати, и предшественники сегодняшних голливудских «голых» платьев с пайетками в «стратегических» местах также появились именно в эту эпоху. Чуть позже стараниями Ива Сен-Лорана и его коллег по цеху с подиумов практически полностью исчезли бюстгальтеры – это негласное правило, даже если речь идет об абсолютно прозрачном наряде, действует до сих пор.
Так что страстное увлечение прозрачными нарядами вовсе не с Рианны в ее платье в стразах началось. Хотя именно оно нынешнему поколению точно запомнится как один из тех «голых» выходов, когда вместо шока все просто умилительно заулыбались. Как бы консерваторы того ни желали, а прозрачность из тенденции выросла в некую шкалу самоидентификации: насколько вы кайфуете в своем собственном теле, настолько и готовы показать его миру. Сравните те же купальники сейчас и 50 лет назад – последние уже платья напоминают, тогда как сегодня если уж не зарекаться про моду загорать без верха, то точно можно заметить, как те же слитные купальники стали откровеннее. Это как одежда, в которой на самом деле отчетливо видно фигуру, и в этой своей прямолинейной наглости вещь приобретает новый смысл. Все меньше девушки стесняются сосков и линии трусов под брюками, а уж прозрачные вставки на рукавах, плечах и животе и вовсе чуть ли не в деловой стиль вошли.
Но все перечисленное не дает прозрачности такой кредит доверия, как тот факт, что из подчеркнуто обольщающего маневра она стала вполне себе житейской штукой. Все то, что мы видим сегодня на подиумах на тему прозрачности, – это уже не шалости Марии-Антуанетты, не игры на соблазнение с кружевом викторианской эпохи и не легкая эротика 60-х. Прозрачность становится все обыденнее и обыденнее до того, что платье из просвечивающего тюля уже демонстрируется с резиновыми кроксами (Christopher Kane). Все та же логика, что и на нудистском пляже: сначала вас немного шокирует происходящее, но потом вы привыкаете и даже перестаете замечать, что очутились-то в «голом» мире.