Ирина Щапова

Ирина Щапова,
fashion-редактор

Этот год еще не закончился, а можно уже с уверенностью сказать, что модная индустрия переживает серию крупных потерь. Самой громкой новостью октября стал уход Рафа Симонса с поста креативного директора Christian Dior, который проработал в доме моды всего три года и каждую коллекцию превращал во всеми обсуждаемый новостной повод. Октябрь еще не подошел к концу, как о своей отставке заявил милейший Альбер Эльбаз, без финального выхода которого на подиум в очках, с бабочкой и в смокинге нам так сложно будет представить шоу Lanvin.

Альбер Эльбаз; Lanvin, осень-зима 2015/2016
Альбер Эльбаз; Lanvin, осень-зима 2015/2016

А ранее были еще и Ральф Лорен, освободивший свою должность главы созданного им же дома моды Ralph Lauren ради позиции всего лишь креативного директора (а ведь этот законодатель моды возглавляет свой именной бренд уже 48 лет!), и Донна Каран, которая после 30 лет работы на собственный бренд Donna Karan решила покинуть свой пост, и Александр Вэнг, не продливший контракт с Balenciaga. Стоит вспомнить, что в 2014 году без «расставаний» тоже не обошлось: французскую марку Carven оставил ее креативный директор Гийом Анри (и вместе с ним Carven в 2015-м безмолвно ушли в тень), а Gucci лишилась Фриды Джаннини даже раньше срока истечения официального контракта. Что происходит с дизайнерами и почему они уходят? Мы поразмышляли на эту тему и выдвинули свои догадки.

Мода в том виде, в котором она существует сегодня, их больше не интересует

Донна Каран перед уходом из своего одноименного бренда Donna Karan поделилась планами: всерьез погрузиться в благотворительность, а также поддерживать программы по здравоохранению, образованию и сохранению культурного наследия. Хотите верьте, хотите нет, но в этом можно разглядеть нарастающую ненависть к капитализму, которая зарождается во многих западных странах: пока кто-то в Бангладеше шьет по ночам одежду за ставку 2 доллара в час, кто-то в другой части света покупает не раздумывая сразу три пары обуви за 1 000 долларов каждая, чтобы надеть ее от силы три раза. Не исключено, что, оценив индустрию моды «на глубине», дизайнеры просто в один прекрасный день приходят к моральному выводу о том, что вместо того, чтобы кроить платья по баснословным ценам, можно пустить силы на добрые и полезные миру (а не только богатой элите) поступки.

Донна Каран; Donna Karan, осень-зима 2015/2016
Донна Каран; Donna Karan, осень-зима 2015/2016

Им все труднее ловить ритм перемен

После ухода Фриды Джаннини из Gucci и с приходом Алессандро Микеле у марки по-настоящему случилась новая жизнь: все вдруг стали хором говорить о том, что это революция, что это то, что мы не видели раньше, что это смело и ново. Мог ли дизайнер, который работает на посту с 2006 года, добиться таких же перемен? С Фридой марка Gucci была рафинированно-гламурной и каждый сезон цитировала модные тенденции, а под руководством Алессандро переродилась в новый, лишенный пафоса и толстого налета итальянского стиля бренд с расписной вышивкой поверх логотипов и китчевым мехом на классических кожаных лоферах.

Алессандро Микеле; Gucci, осень-зима 2015/2016
Алессандро Микеле; Gucci, осень-зима 2015/2016

Большие боссы хотят немножко интриг в качестве новостного повода

О доме моды всегда начинают говорить именно в тот момент, когда меняется креативный директор. Помните скандал с Джоном Гальяно, когда о Dior прочитали даже те, кто и за неделями моды не следит? Какие последние новости мы слышали о Ralph Lauren, чтобы посплетничать или хотя бы вспомнить в новостях этот гигантский по своему мировому охвату бренд? Перестановка приносит один информационный повод, затем новое имя и его первая коллекция – еще как минимум два, и так у марки появляется еще один способ прорекламировать себя.

Ральф Лорен; Ralph Lauren, осень-зима 2015/2016
Ральф Лорен; Ralph Lauren, осень-зима 2015/2016

Моду будут менять молодые и неизвестные?

Приняв во внимание все приведенное выше, на кого же ориентироваться боссам огромных модных холдингов, подбирая кандидатов на освободившиеся места? Например, Balenciaga четко делает ставку на неформальную молодежь. Новый креативный директор дома моды Демна Гвасалия не просто трудоголик, прошедший несколько кругов модных стажировок (хотя и они имели место быть в Maison Margiela и Louis Vuitton), а молодой вундеркинд и создатель бренда Vetements, который отрицает концепцию типичной модной марки. Это взрывная смесь из стрит-стайла, спортивного стиля и выпускных коллекций учеников модных школ. Теперь Демна Гвасалия встанет у руля Balenciaga, и никто не может предугадать, как это будет выглядеть. И оттого становится еще интереснее…

Десна Гвасалия; Vetements, осень-зима 2015/2016
Десна Гвасалия; Vetements, осень-зима 2015/2016