Когда стало понятно, что ни доллар, ни евро никогда не будут прежними, все вдруг хором начали выискивать плюсы в сложившейся экономической ситуации. Среди них был и такой: мы станем меньше тратить на вещи и больше ценить нематериальные ценности. Журналы бросились на поиски бюджетных марок и принялись рассказывать про ресайклинг, а еще про то, как круто обмениваться вещами и почему пора прекратить брезгливо обходить стороной сэконд-хенды. Мы решили, что нас ждет новая эра, в которой мы будем порицать себя за то, что переплатили за футболку, пересчитывать юбки в шкафу перед тем, как купить новую, и не стыдиться раздавать подружкам одежду, которую вы давно не носите. Но стоило в Москву приехать кроссовкам от Канье Уэста, как все надежды на счастливое немеркантильное будущее нашего шкафа рухнули на раз. Оказалось, что за парой ничем не примечательных кед за почти 20 000 руб. выстраиваются трехдневные очереди, а для тех, кто не успел и опоздал, эти самые кеды перепродаются в Интернете по цене в 3–4 раза выше. Так мы все-таки тратим или экономим в кризис или все это вообще ничего не значит?

Как кеды стали новыми лабутенами

Канье Уэст со своими кедами и свитшотами Yeezy, а с ним и Рианна со своей коллекцией для Puma, оказались в нужное время в нужном месте. Во-первых, расцветает всеобщая и всепоглощающая нормализация спортивной одежды, в которой последняя становится униформой современного обитателя городской среды. Во-вторых, мода из хобби богатых и знаменитых превращается в общедоступное реалити-шоу для всех, за которым можно наблюдать 24 часа в сутки через социальные сети и даже участвовать в чем-то подобном (стоять в очередях за кедами знаменитости, например). За последнее десятилетие целое поколение молодежи превратилось в откровенных сникерхедов – людей, у которых под кроссовки имеется отдельный шкаф или даже мини-музей, в котором есть место культовым парам, включая эти самые Yeezy. Animation22 Кеды от Канье vs кризис: кто победит? Сникерхеды презирают идею дешевых китайских кроссовок или подделок, прекрасно ориентируются в интернет-магазинах и не раздумывая готовы отдать за одну пару половину зарплаты. Кеды превратились в новый символ благосостояния и стали чуть ли не тотемными благодаря всем этим лимитированным коллекциям и дизайнерским коллаборациям, возможности заказать себе именные кеды с инициалами или разрисовать обувь как душе угодно.

Просить знакомого отыскать в Нью-Йорке лимитированную модель, выслеживать ночами одну пару кед в интернет-магазине или даже стоять в очереди за кедами нестыдно, потому что это новый способ самоидентификации в обществе. Как бежевые лабутены, которые можно было и с рваными джинсами и футболкой надеть, – неважно, главное, что красную подошву хорошо видно, и класс!

Погоня за шмотками – наше новое захватывающее реалити?

И не только с нами это происходит – очереди за Yeezy были и есть по всему миру, куда рэпер сумел доехать со своими коллекциями. И, кстати, совсем недаром Канье – супруг Ким Кардашьян, женщины, которая сколотила себе состояние на семейном шоу, где несколько обильно накрашенных дам поставленными голосами обсуждают «житейские» проблемы: у одной с мужем в отношениях холод, у второй губы от ботокса слишком огромные, что даже саму себя в зеркале начинаешь стесняться, у третьей – послеродовая депрессия.

История, похожая на ту, что произошла с телешоу «Дом 2»: сначала думаешь, что это за бред, а потом смотришь третью серию подряд, и где-то между жалостью и отвращением рождается даже зрительский интерес

Animation 25 Кеды от Канье vs кризис: кто победит? Так, а при чем тут кеды? Не только они, но и одежные коллекции Канье, которые по большей части состоят из рваных свитеров, мятых брюк и курток ночного сторожа, переняли эту же логику реалити-шоу с Ким и компанией. Вы смотрите на эти вещи и хотите покрутить пальцем у виска, но до тех пор, пока нечто похожее не начинают хором тиражировать все масс-маркет-бренды и в голову не приходит идея о том, что, может быть, это смело и занятно, а главное, не похоже на все вокруг. Возьмись Кардашьяны за артхаусное кино, они бы потерялись среди юных и не очень голливудских талантов, так же как и Канье никто бы не обсуждал так горячо, если бы он сел шить вечерние платья со сложным кроем или делать рэперскую бижутерию под золото.

Чья-то нелепая жизнь, как и нелепые кеды, стали новым предметом культа, богатые превратились в бедных (а рыдающая Ким – в эмодзи для мобильного), а бедные – в богатых (в кедах Yeezy за 20 000 руб. и с проездным на метро в руках), но заработали на этом, как всегда, только богатые

Еще несколько лет назад, рекламируя свои мобильные приложения для смартфонов, дизайнерские марки провозглашали: «Мода теперь стала ближе к вам» – и все радовались, что технологический прогресс свел шопинг до трех кликов в телефоне. Но теперь, глядя на то, как люди дерутся за полиэстеровые платья H&M X Balmain и ночуют в машинах в ожидании пары самых обычных черных кроссовок, хочется, чтобы мода опять от нас немножко отдалилась и дала бы нам возможность переоценить наш подход к потреблению, разлюбить вещи и снова полюбить людей (но только не Ким и Канье).