15 января показали последнюю, третью, серию четвертого сезона сериала «Шерлок». Хотя многие увидели финал сериала в русской озвучке – хакеры слили видео в Интернет на день раньше (видели хештег #russiansdidit?). Такого ли Шерлока мы ждали?

(Осторожно, спойлеры!)

Психоделическая «финалочка» стала сюрпризом. В третьей серии под названием «Последняя проблема» происходящее не поддается логике, объяснения не то что запутаны, а просто не нужны вовсе. Какая еще логика, если трактуешь сон, в котором из-под пласта вымышленных воспоминаний прорываются подлинные? Остается только отдаться волне и целиться пальцем в небо, интуитивно попадая в самое яблочко. Именно так Шерлок Холмс теперь и поступает.

Шерлок, конечно, и сам мастак вставлять куски из кошмаров в чужую реальность, как он сделал, сымитировав нашествие призраков прошлого в дом к братцу Майкрофту. Но и его собственные детские воспоминания оказались похожи на сновидения. Особенно те, от которых Шерлок так хотел избавиться: погибшая собака, засевшая в памяти, оказывается вымышленной и преображается в друга детства, переодетого в пирата по прозвищу Рыжая Борода.

Гениальный разум Шерлока оказался ни к чему, потому что мы погрузились в бессознательное, в точности по Зигмунду Фрейду, дух которого веет над последней серией. Даже образ позабытой Шерлоком сестры Эвр складывается из нескольких личностей, из которых как минимум две намекают на Фрейда, сны и бессознательное. Одна маска Эвр – дочка маньяка, пытающаяся выудить из насильственного сна имя будущей жертвы отца. Вторая маска – психолог с невнятной внешностью.

В этом году выйдет третий сезон «Твин Пикса» Дэвида Линча, одна из главных сериальных премьер года. Что ж, пока ждем, разминаемся «Шерлоком»…

Логика событий открывается великому детективу только тогда, когда он оказывается в состоянии играть ассоциациями и метафорами. Только таким путем можно прийти к главному выводу серии о том, что жертва и преступник – одно и то же лицо. Девочка из летящего в никуда самолета оказывается той, кто этот самолет планировала уничтожить. Мы сами и никто другой – источник нашей боли. Человек – главный преступник в собственной жизни. Головокружительный трип привел, как часто бывает, к банальности. К счастью, у создателей хватило такта снизить ее трагический пафос мажорным финалом, в котором Шерлок с Ватсоном похожи на напарников из «Смертельного оружия».

Что еще открылось в четвертом сезоне?

Женские персонажи стали выпуклее. Миссис Хадсон раскрылась и оказалась лихой тетушкой, любящей быструю езду и уборку под рок-н-ролльчик. Молли, глотающая свою любовь вперемешку со слезами, стала героиней важного эпизода, Мэри будто бы и не умерла, и даже малышка Рози играет неноминальную роль. Самая важная женщина в последнем «Шерлоке» – сестра Холмсов Эвр – главный антагонист и главная мученица сезона.

Уязвимый злодей – отличная находка для и без того психологически насыщенного четвертого сезона. Кстати, не только четвертого, но и предыдущих, ведь сестра Шерлока Эвр была Карабасом Барабасом для, как оказалось, марионетки Джима Мориарти.

Шерлок внезапно стал человеком. В начале сезона он все еще артистичный хам с жирной прослойкой сарказма. В середине Холмс дает слабину: спасая Ватсона, доводит организм наркотиками (уже тогда зрители отправляются в тур по чертогам шерлоковского разума), прислушивается к виртуальной Мэри и даже надевает шапку. В финале великий сыщик не просто эмоционален, он эмпатичен. Учитывая, с каких социопатических высот ему пришлось спуститься, Шерлок, можно сказать, стал святым.

Он говорит Молли: «Я люблю тебя» (чтобы Шерлок – такое!..), он нянчится с дочкой Ватсона крошкой Рози, он внимательно смотрит все, что надиктовала на видео погибшая Мэри, он прощает маньячку-сестру. Как так получилось? Шерлок перестал бояться быть открытым миру, только когда разобрался с собственным прошлым. Кажется, вся запутанная, эмоционально тяжелая история была путем к закрытию этого гештальта.

А вам понравился четвертый сезон?