В последнее время нам на глаза все чаще попадаются обсуждения пабликов «Мода в метро». Хотя «обсуждениями» то, что происходит, сложно назвать: участники разве что камнями в своих «жертв» не кидают, а так хохочут над нелепо одетыми пассажирами «Метрополитена» до колик, показывая на них пальцами как на подопечных Эльзы Марс в последней «Американской истории ужасов». Что происходит? Современная инквизиция спустилась на эскалаторах в подземку, чтобы карать тех, кто думает, делает и одевается «не так»? Попробуем разобраться.

#метролук

Сообщества «Мода в метро» множатся с каждым днем. «Хотите увидеть свои фотографии в нашем модном издании?» – зазывает новых фолловеров Instagram* паблика «Мода в московском метро» да так активно, что их уже насчитывается около восьми тысяч. Впрочем, если вы из Самары, Екатеринбурга, Казани или любого другого города, в котором есть подземный вид транспорта, «папа» инстаграмовского* аккаунта – одноименная группа «ВКонтакте» – предложит и вам площадку для действий. В группе создан специальный альбом с очень модным названием Metro Fashion Around The World. Почему название английское, вполне понятно. Ведь только продвинутая аудитория, знакомая с «настоящим» стритстайлом по фотографиям Кьяры Ферраньи в своих купленных в кредит айфонах, в состоянии оценить, в каком виде прилично спускаться в метро.

А вот культурный Питер, в отличие от безнравственной столицы, благородно закрыл свое сообщество от чужеродных влияний, возвестив: «За фото из другого города – бан». Москва почти не банит, Питер почти всегда банит, но те, кого забанили и первые, и вторые, могут в любой момент найти альтернативные площадки для размещения – вроде опять же вконтактовского альбома «Мы не безнадежны», паблика Russian METRO fashion или же личного «Инстаграма*», присовокупив к фото хештэги #mmfshn, #spbsubway, #метролук», #метролюди, #метромода, #метроад и т. д.

При переходе по этим хештэгам вы не увидите «воговские» съемки стритстайла (это к вопросу о «модном издании», коим именует себя группа «Мода в московском метро»). Зато здесь много снимков тех, кого достопочтенные обитатели подземки сочли несоответствующими заданным (вот только кем?) стандартам, после чего осмеяли и смешали сами знаете с чем.

Разоблачители леопардовых лосин

В общем, к чему мы это? Да все к тому же грибоедовскому «А судьи кто?». Сомнительно, что публика, наряженная в шанеледиоровские тотал луки или выпорхнувшая из костюмерной Патриции Филд, – вдруг спустилась в подземку.

Нет, в арсенале «подземных» в лучшем случае пара-тройка вещей вторых дизайнерских линий, купленных с огромной скидкой на распродажах, чтобы потом в метро с умным видом ехать, как бы всем заявляя: «Мой “Ягуар” остался на Тверской, так как в Медведково, куда я еду сегодня чисто случайно, не добраться из-за пробок». И не беда, что эти люди видят вас каждый день в этом вагоне в одно и то же время…

А чтобы быть убедительнее и чтобы окружающие оценили ваше качество жизни, наконец поняв, какой у вас тонкий вкус и как скоро главные байеры ЦУМа побегут к вам за советами, вы примеряете на себя роль Сьюзи Менкес и делаете кадр какой-нибудь дамы в леопардовых лосинах, который, после того как вы капнете ядом на клавиатуру, повысит вашу самооценку в соцсетях. Вы воображаете, что другие люди, увидев это фото, не будут вас отождествлять с этими жуткими лосинами, они будут думать, что вы очень fashion, что вы что-то понимаете, что вы лучше. Вы как бы таким образом заявляете: а у меня не бывает модных ошибок, я безупречна, и я настолько крута и высокоразвита, что могу оценивать и других тоже.

Мы бы хотели, конечно, попросить у вас диплом знаменитой школы дизайнеров Parsons или Saint Martins College. Но у вас его почти наверняка нет. И встреть вы Марка Джейкобса в обычной жизни, вряд ли предрекли бы ему великое будущее, как когда-то Анна Винтур. Вероятнее всего вы определили бы его во фрики, снабдив сделанное наспех фото едким и остроумным замечанием вроде: «Этот малыш потерял маму, и некому сменить ему пижамку на уличный костюм». Впрочем, Джейкобс не только в «пижаме» по улице разгуливал, если вы, конечно, вообще об этом знаете.

Горе-«робингуды»

И за всем за сим вас совершенно не смущает, что свои фото вы делаете исподтишка, так, чтобы никто не видел. Не потому ли что боитесь нести ответственность за то, что через секунду, выложив снимок в сеть, унизите человека? А может, вы просто опасаетесь получить сдачу? Ведь чувак с ирокезом цвета взбесившегося огурца вполне может «обложить», а бабуля в золотых уггах с серебряными бантами, не задумываясь, настучит авоськой по голове. И вот вы действуете из-за спины, забывая, что это называется словом «подлость».

Модераторы сообществ, в которые сливаются все эти фото от метро-fashion-критиков, заверяют нас, что туда не попадают снимки пожилых или больных людей в стоптанных ботинках и изношенной одежде. Так, видите ли, блюдутся «нравственные» законы. Это такая разновидность робингудов, что ли? Типа мы обругаем честь и достоинство молодых людей, потому что они молодые, но не будем трогать некоторых старых, потому что это некрасиво. Железная логика!

Короли «лайков» и «себяшек»

Но, справедливости ради, проблема не в сообществах – они лишь отражение реальности. Проблема в нас. Сегодня, как никогда, положено казаться, а не быть. И проведены тысячи исследований о том, что соцсети стали нашей маской, в которой мы можем появиться перед обществом, и общество подумает, что мы без пяти минут Ротшильды и Онассисы, после чего удавится от зависти.

Мы выкладываем кадры из нашей жизни, подражая ежедневно попадающим в новостные сводки знаменитостям, и с помощью проставленных нам «лайков» оцениваем народную любовь. А фото из чужой жизни публикуем в противовес – доказать самим себе, что мы и впрямь лучше, самоутвердиться за счет другого. Вот только, как в том анекдоте, есть один нюанс: вы делаете #селфик себя такой красивой и несравненной перед зеркалом потому, что вас больше некому фотографировать (речь не о постановочных фото в Турции или Египте, конечно). Вы не привлекли ничьего внимания и, выперев вперед руку с зажатым в ней смартфоном ради очередной #себяшки, надеетесь, что все оценят, насколько вы уникальны и неповторимы.

Но вы ничего не знаете об уникальности – вы собрались смеяться над человеком, который, в отличие от вас, действительно неповторим. Он не сам себя щелкает на айфон – звездой его делаете именно вы, хотя он, быть может, вас просто троллит своим видом. И обсуждать его будет не пара ваших друзей, которые рассчитывают на взаимные «лайки», а совершенно посторонние люди, и среди них наверняка найдется голос, заявляющий, что парень на фотке «клевый» и «самобытный», и это вы, а не он, чего-то в этой жизни не понимаете.

*Meta Platforms Inc (владелец Facebook и Instagram) — организация признана экстремистской, её деятельность запрещена на территории России по решению Тверского суда Москвы от 21.03.2022.