Личностное качество самоотверженность проявляется в добровольном жертвовании собственными интересами во имя интересов других людей, достижения идеалов и общих целей.
Желание принести в жертву себя является порывом благородства души. Она основывается на доброте, любви, сочувствии. Жертвование собой – это истинная любовь. Дружба также является самоотверженностью. Друг, который готов отказаться от своих интересов, встречается нечасто, по этой причине сейчас мало истиной любви и дружбы. Данная черта встречается наряду с честностью и открытостью.
Чтобы дать ответ на вопрос, что такое самоотверженность, обратимся к определению Интернет-энциклопедии. Итак, ею называется позитивное социальное и моральное личностное качество, что проявляется в умении подчинять собственные интересы и жертвовать ими во имя других.
Эта черта человека базируется на осознании личностью собственных обязанностей, на чувствах дружбы и любви, патриотизме, вере в справедливые цели. Собственные интересы приносятся в жертву во имя этого.
Это свойство выступает первичной психологической и моральной чертой для военных. Во время войны самоотверженность выражается в способности военного преодолевать страх, в стойкости и вере в правильность его деяний, готовности осознанно положить жизнь для выполнения общей цели или спасения других.
Самоотверженность представляет собой преодоленный эгоизм. Для жертвования собственными интересами, требуется стойко стоять на стороне совести, бескорыстия и морально-этических норм. Наряду с этим, есть и осуждаемые моралью виды данного качества. Они основываются на систематическом принуждении себя и насилии над личностной природой. Фанатики, террористы, секты – все это провоцирует легковерных личностей проявить аморальную и губительную самоотверженность, что становится причиной жесткости и насилия.
Самоотверженность фанатичных личностей является аргументом для оправдания злых деяний по отношению к другим. Подобная жертва собой не базируется на любви к человечеству, а на горделивом желании стать спасителем мира или миссионером.
Но если добровольное соблюдение морали и бескорыстие типичны для любой нравственно обоснованной позиции, то жертвование собой требуется в особом случае и при чрезвычайных обстоятельствах, когда от личности требуется превысить собственные обязательства, которые налагаются на человека в обыденной жизни. В подобном случае самоотверженность ближе по моральной оценке к героизму. По этой причине она не является непременным правилом морали, которая требует от личности полного отказа от личных интересов во имя других.
В этой связи самоотверженность, хотя и нужна для увеличения нравственной ценности деяний, не может быть навязана личности и не выступает в виде абсолютного требования и правила. Это исходит еще из того, что мораль является методом самостоятельного регулирования поведения на базе личного желания действовать в чрезвычайных ситуациях на пределе собственных возможностей.
В сущности, самоотверженность являет собой другую сторону осознания морали и долга, который требует ради достоинства действий, что не приведут к выгоде. Они, наоборот, связаны с преодолением угрозы и сложностей, с демонстрацией храбрости и силы воли ради высоких ценностей – сбережения добра и мира. Из-за такой связи самоотверженности и нежелания достичь личной выгоды, ее направленностью на гуманистические цели, минимальной демонстрации желания жертвовать собой достаточно, чтобы оценить поступки с позиции высокой морали.
Наилучшим примером самоотверженности выступает материнская любовь к малышу. Почти каждая мать, не думая ни секунды, пожертвует собой, когда нужно. Не потому, что собственная жизнь не имеет для нее цены, а поскольку ее чувство так мощно, что счастье ребенка наполняет ее особой энергетикой. Женщина не думает, что это ее возвысит, поскольку для нее жертвование собой становится природным качеством. В определенной мере это приносит счастье.
Другой готов жертвовать жизнью ради любимого, и данное побуждение – это демонстрация силы любви. Пожарные подвергают себя опасности, но для них жертвование собой не стоит впереди. Для них это работа, где человек действует, не включая эмоции. В таком же состоянии хирурги делают длительные сложные операции.
Невзирая на то, что жертвование собой, мораль и честь мы относим к благородным качествам, данная черта имеет логичное толкование. В природе встречается аналог данного поступка у пчел, которые умирают, жаля противника. Но смысл данной смерти – вызвать у пострадавшего трепет перед остальными представителями вида и сохранить улей. Так же и самка, умирая за малыша, спасает собственные гены.
В ходе развития жизни, любовь подвергалась эволюции. Если не все представители животного мира испытывают к матерям искреннюю любовь, то ребенок человека безусловно любит мать. Ученые пришли к заключению, что истоки готовности жертвовать собой лежат в заботе о потомках. Остальные ответвления являются в своем роде «побочными эффектами».
Но зададим странный вопрос, считается ли принесение себя в жертву позитивной чертой? Что означает данное понятие?
При первом взгляде может показаться, что жертвование собой – это демонстрация высочайших гуманистических качеств, желание принести в жертву собственные интересы во имя других. Схожими по значению с данным понятием выступают «альтруизм» и «жертвенность».
Но при этом, значением данного понятия выступает словосочетание «отвержение себя». Если считать жизнь невероятным подарком, то разве можно его так легко отбрасывать? Если человек не ценит себя, то есть ли шанс подарить другим свою любовь? И не считается ли эта черта одним из проявлений мазохистского эгоизма, желанием поставить себя над остальными?
Нередко случается, что личность ставит себя на кон во имя интересов других, даже если ее никто об этом не просил. Нередко такая жертва превращается в тягость, но тот, кто принял решение подарить собственную жизнь другим, упорно идет к ее обесцениванию. Если подумать, то такое отвержение собственной судьбы – это ничто иное как лишение ценности собственной личности. Но на уровне подсознания человек уверен, что он выше других. Он ощущает радость от сознательного обесценивания.
В подобной ситуации жертвование собой не является оправданным с биологической позиции и со стороны морали и этики. Это разрушение себя. Его поощрение закончится психическим расстройством. Только уважение к себе и другим поможет улучшить мир.
Как свидетельствуют исторические факты, у великих женщин самопожертвование нередко содержало разрушительный элемент для самих представительниц слабого пола. Но случалось и так, когда получалось превращение жертвы в великую идею. Тогда любовь трансформируется и направлена на спасение других или всего мира. В этом случае в человеке накапливается энергия сострадания. Она помогает развитию не только собственной личности, но и всех людей. Это сложная миссия.
Образцом подобного самопожертвования выступает Флоренс Найтингейл. Она была одной из наилучших невест Британии, которая могла похвастаться превосходным уровнем образования, изысканным поведением. Но после того как она однажды посетила нищенский приют, ее желание создать семью и родить детей потускнело. В ее мыслях ярко проявилось другое предназначение.
Высший свет оценил порыв работать сиделкой для нищих в больнице в качестве прихоти аристократки, которая не видела жизни. Мощный духовный порыв никто не понял, но настойчивость молодой красавицы оказала ей помощь. На протяжении будущих 7 лет Найтингейл, которая имела глубокие знания естественных наук, самостоятельно создала способ ухода за больными, в том числе обоснованные требования карантина. Отказавшись от создания семьи окончательно, женщина потратила собственную жизнь на сострадание.
В результате она стала основным экспертом комиссии, контролирующей положение военных госпиталей в Англии. Она основала школу для медсестер, создала награду за милосердие.
Подобный пример убедительно показывает, что самоотверженность обладает правом на собственные проявления. Хотя бы по той причине, что чувство счастья и понимание его у людей отличается. Флоренс Найтингейл прожила в гармонии с собой долгую и счастливую жизнь. Это еще раз подтверждает тот факт, что ее готовность помогать явилась истинным проявлением добровольной жертвы собственными интересами.