Во времена апостолов (первый век нашей эры) в Римской империи жил и проповедовал своё учение Иисус Христос – мессия, появление которого предсказал Ветхий Завет. Иисус был центральной личностью христианства, пожертвовавший жизнью во спасение грешных людей и воскресший для суда живых и мёртвых. По древним писаниям Христос был сыном Бога, странствующим мудрецом, творил чудеса. После распятия Иисуса Христа появилось христианское движение, проповедующее учение Сына Божьего.
В 1054 году в Риме произошёл раскол верующих людей на католиков и православных. С греческого языка «католический» переводится как «единое целое». Центральный храм католиков во втором веке находился в столице Римской империи. Главный православный храм восточной цивилизации располагался в Константинополе. В 17 веке вследствие антикатолического движения произошла реформация церкви. Появилось протестантское движение, провозглашающее независимость церквей, храмов от христианства и католицизма.
Католическая церковь проповедует Священное Писание, включающее в себя исполнение определённых правил Богослужения, обычаев, церковных праздников. Существуют отличия в учение, обрядов католической церкви и православного храма. Привычный для православных христиан праздник Рождества Христова празднуется странами Западной Европы в иной интерпретации.
Дебаты по поводу даты рождения Иешуа (Иисуса Христа) продолжаются до сих пор. По Библейским писаниям мессия родился в сентябре. Римляне же начали праздновать Рождество в начале четвёртого столетия по григорианскому календарю — 25 декабря. Праздник был связан с культом «Всемогущего Солнца», провозглашённого римским императором Аврелием в середине третьего столетия. Нововведения были приняты частичными ответвлениями христианских церквей. Остальные верующие не признавали языческих культов, таких, как празднование день рождения, в общем. Чтобы освободить память людей от обычаев исполнять обряды в знак поклонения богу солнца, служащие Церкви совместили дату праздника с датой первого дня после зимнего солнцестояния.
За сто лет празднование Рождества распространилось в северной части африканского государства, среди испанских и еврейских христиан. В середине пятого столетия императором Юстинианом был подписан документ о признании празднования Рождества государственным праздником.
Факт появления предзнаменования рождения мессии, вечерней звезды в Сочельник (24 декабря) признают оба христианских течения: православная и католическая церковь.
По Священному Писанию, родители Иисуса приближались к городу Вифлеему для участия в переписи населения, когда Мария, жена Иосифа, почувствовала первые схватки. Не найдя пристанища, муж Марии отвёз её за ворота города, в пещерный вертеп. Грот скалы предназначался для содержания домашнего скота в непогоду. Там Мария родила мальчика и назвала его Иисусом.
После рождения Спасителя на небо взошла яркая звезда. Пастухи поспешили поклониться Иисусу. Восточные мудрецы, находящиеся в то время в Вифлееме увидели небесный знак, пророчествующий о рождении мессии, взяли золотые монеты, смирну, ладан и отправились на поклонение Спасителю. Ирод знал, рождение Иисуса означает крах его царскому правлению, поэтому приказал истребить всех детей мужского пола до трёх лет. Муж Марии для спасения Сына отправился с женой в Назарет, где и вырос мессия.
После подписания документа о законном существовании праздника Рождества Христова в храмах устанавливали главный атрибут торжества: ясли с новорождённым ребёнком, лежащим на сене. Младенца окружали фигуры Марии, Иосифа, пастухов, волхвов, статуэтки домашних животных. Фигуры были выполнения из глины, дерева, фарфора. В наше время сцену рождения Иисуса в праздник устанавливают в храмах, церквях, площадях, в крупных супермаркетах, учебных заведениях, жилых помещениях.
Главным христианским праздником в католической церкви является пасха. Вторым по значимости в списке торжеств считается Рождество Спасителя. Католики отмечают рождение Иисуса Христа двадцать пятого декабря. За тридцать дней до торжества верующие соблюдают Рождественский пост (Adventus).
Римский церковный обряд Адвента начинается в период с двадцать седьмого ноября по третье декабря, в зависимости от того, на какое число в этот промежуток времени выпадет первый воскресный день литургического года. Адвент длится 30 дней или четыре воскресных дня за месяц перед Рождеством. В каждое воскресенье проходит церковная служба определённой тематики.
Во время поста верующие находятся в радостном предвкушении торжества, посещают храм, исповедуют грехи, каются, причащаются. Служители храма носят фиолетовые одеяния, означающие покаяние перед Господом. В Рождество священники надевают белые одежды. С первого воскресенья адвента устанавливается еловый венок с четырьмя свечами. В каждый воскресный день до Рождества после литургии служители храма зажигают по одной свече.
Накануне, двадцать четвёртого декабря (в сочельник) после захода солнца священники проводят особую мессу под названием «Вигилия». В само Рождество проводится три службы: после 12 ночи, с первыми лучами солнца и в течение дня. Во время «Ангельской», «Пастырской» и «Царской» мессы прихожане с церковным хором поют торжественные песни.Во время Октавы Рождества ( 25.12. – 01.01) в храмах проходят службы в честь евангелистов, святых отцов, Богородицы.
В Рождество гармонично сплетаются народные традиции и церковные обряды.
Колядки известны со средневековых времён. Парни, девушки и дети в возрасте от семи лет ходят по домам, поют весёлые песни, играют на различных музыкальных инструментах. По правилам, хозяин жилища должен выйти на встречу колядующим, угостить съестными припасами: пирожными, сосисками, пирожками с капустой или яйцом, апельсинами, мандаринами. Весёлая молодёжь была одета в яркие костюмы, на лицах присутствовали маски. Оргия сопровождалась шутками, плясками, громкими выкриками. Если к процессии из дома никто не вышел, по поверью, на дом насылается несчастье, болезни, безденежье.
Во время Рождества католики проводят ритуал «примирения» языческого обряда поклонения солнцу с религией верующих христиан. По традиции, глава семьи должен был зажечь в семейном очаге священный огонь от рождественского полена. Перед тем, как деревянную чурку внести в дом, на полено читались молитвы, проводили церемонию «посвящения», вырезали знак в виде креста, посыпали крупой, поливали маслом, алкогольными напитками. В процессе праздника за столом произносили тост за «рождественское полено», обращались к полену, клали на него тарелку с едой.
Пресное тесто выпекалось тонким слоем. Сверху облатки методом тиснения наносился рисунок на рождественскую тематику. Рождественскими вафлями нужно было делиться с соседями, родными, близкими, друзьями, во время поздравлений, перед торжественной трапезой.
У языческого населения Германии ель являлась символом процветания, плодородия, благополучия. После распространения христианского учения европейский народ стал устанавливать ель (ёлку) в жилых помещениях, во дворе перед домом, украшенную блестящими шишками, цветными шариками из стекла. По традиции ель устанавливали двадцать четвёртого декабря.
Накануне Рождества за вечерним ужином собираются все члены семьи. На столе царит изобилие продуктов. Традиционные блюда каждой страны соответствуют местным обычаям. В Англии и Америке на столе обязательно должна стоять запечённая индейка; китайский народ в сочельник предпочитает жареную утку; германские жители любят гуся в запечённых яблоках. Сочиво (сладкая каша) должна присутствовать на любом столе, независимо от национальной принадлежности христиан.
По юлианскому календарю православная церковь отмечает Рождество Спасителя седьмого января. Католики отмечают праздник 25 декабря.
Православные верующие соблюдают строгий пост до самого торжества; католикам кушать не возбраняется.
Католический праздник не обходится без обмена подарками друг с другом.
Католики не садятся за праздничный ужин, если на нём не присутствуют освещённые хлебцы из пресного теста.
В рождественскую ночь детям католиков (по легенде) подарки приносит Санта Клаус, прототип дедушки Мороза.
Детские подарки на рождество кладутся в вязаные носочки. Православные родители кладут сюрпризы под ёлку.
В Европе Рождество отмечают более бурно, чем праздник Нового Года. Проспекты, улицы, дворы украшаются разноцветными гирляндами, на дверях частных коттеджей висят еловые венки. Рабочие будни прекращаются до начала праздника. С двадцать четвёртого декабря детей распускают на каникулы, прекращают работать промышленные заводы, фирмы, организации. В парковых зонах устанавливаются карусели, праздничные аттракционы. Стадионы превращаются в каток для всех желающих. Перед торжеством появляются ярмарочные выставки, на которых выставляется большое изобилие товаров народного потребления, продукты, одежда со скидкой.
Современные католики устанавливают в домах наряженную ель, как символ изобилия и удачи в следующем году. В семьях принято дарить подарки и поздравлять открыткой не только родственников, близких людей, но и коллег по работе. Каждый член семьи перед рождеством отправляет по почте около пятидесяти открыток.
Чтобы праздник был запоминающимся, христиане посещают ярмарки, базары, выставки. Например, в Германии и Австрии для туристов проводят аукционы и распродажи. На ярмарке посетители могут оценить качество острых сосисок, печенья, выпить национальные алкогольные напитки.
Во многих европейских странах в празднике участвуют дети дошкольного и школьного возраста. За месяц до события малыши стараются вести себя спокойно, делают добрые дела, помогают родителям по хозяйству. За каждый положительный поступок малыш получает от мамы или папы бумажное сердечко и пучок соломы. В канун Рождества дети вешают бумажные сердца на ель. У кого насчитывалось больше сердечек, тот получал сладкий подарок. Пучки соломы в праздник малыши складывали в самодельные ясли.
Перед тем, как вкусить угощения с праздничного стола старший член семьи зачитывал отрывок из Евангелия. После молитвы разрешается взять со стола пресный хлеб. Начинается ответственный момент: соседи за столом должны обменяться куском хлеба, пожелать здоровья, удачи в следующем году.
Существует современный обычай, берущий корни из далёкого прошлого – ставить за стол неровное количество стульев. Если на торжестве присутствует 10 человек, за стол ставится 11 стульев. Это делается на случай нежданного посещения дальнего родственника или запоздавшего соседа.
Белая скатерть на столе с подложенным под неё пучком сухой травы – символ обстановки апостольских времён рождения Иешуа.
Всем католикам желаю
Мира, счастья в Рождество
И прошу, не забывайте
Вы Подателя сего.
В яслях, ночью он родился
В нищете вокруг скота
А сейчас он превратился
Во Спасителя Христа!
Детских смех пусть не угаснет
И не тронет вас беда
Пусть здоровье ваших близких
Сердце радует всегда!
* * *
С Рождеством, католики!
Поздравляем вас!
И пусть в этот мир сойдёт
Благодатный Спас!
Рождество опять настало
Снизошло как свет
Счастью в сердце места мало
Бедам скажем: «Нет»!
Католический весь мир
Друг друга поздравляет
Праздник светлый Рождество
Всех объединяет!