Кольцо с незамысловатым дизайном или незатейливый кулончик превращается в значимую, уникальную вещицу при нанесении гравировки. Такие изделия превращаются в семейные реликвии и хранятся веками.
Технология гравировки появилась еще в каменном веке, когда пещерные люди выдалбливали знаки и рисунки на стенах убежищ, освещаемых пламенем первых костров. После появления меди, которая мягче остальных металлов, люди начали наносить на медную поверхность орнаменты, создавая первые декоративные изделия, связанные с племенными обычаями и культурой. Гравировка позволяла причислить обладателя украшения с особым знаком или символом к дружественному или враждебному племени, поэтому от смысла гравировки зависела жизнь человека.
В средние века гравировка пользовалась не меньшей популярностью, чем резьба по дереву. В музеях до сих пор хранятся работы талантливых мастеров Новгорода, Москвы, Киева, Павлова и Пскова.
Древнее искусство нанесения символов на металл не теряет популярности и сегодня. Гравировка продолжает определять принадлежность хозяина изделия к определенной группе, течению или статусу, либо служит напоминанием о памятной дате.
Различают три технологии гравировки.
Ручная работа ценится за самобытность и эксклюзивность. Мастера ручной гравировки способны изобразить любые орнаменты и узоры, использовать авторский шрифт, аналогов которому нет на свете.
Основной инструмент гравировщика – штихель, для изящных тонких линий используется мессерштихель, а для параллельных штрихов – репштихель. Заусенцы удаляют шабером. Перед началом работы каждый инструмент затачивают при помощи мелкозернистого бруска, а поверхность изделия чистят мелкой наждачной бумагой и полируют специальной пастой.
При ручной гравировке обрабатываемое изделие кладут на подушку из плотной ткани, наполненную сухим песком.
Ручную гравировку наносят на мелкие изделия причудливой формы, с которыми сложно работать машине или лазеру. Возможна цветная гравировка с помощью карандаша-стеклографа или туши.
Технологии ручной гравировки:
Штриховая гравировка – это неглубокая резьба, элементами которой выступают линии и штрихи. Такой гравировкой покрывают поверхность целиком.
Оборонная, или трехмерная, гравировка – это объемное изображение на металлической поверхности.
Гравировальная машина наносит желаемый текст на поверхность металлических изделий за несколько минут. Это простейший способ нанесения гравировки по доступной цене.
Механическая гравировка применяется для изделий с плоской поверхностью: портсигаров, фоторамок, канцелярских органайзеров. Выпуклости и впадины ей не подвластны.
Инструмент для нанесения механической гравировки называется копировально-фрезерный станок с пантографом.
Алмазная гравировка – это новейшая технология механизированной обработки металлической поверхности, которая равномерно наносит на изделия тончайшие шрифты и линии при помощи алмазного резца в гравировальном станке. Оборудование управляется компьютерной программой, в которую заносится цифровое изображение.
Механический станок с фрезой наносит линии средней толщины, а алмазный резец способен выводить линии в 2-3 раза тоньше.
Появление лазерных технологий позволило наносить гравировку за пару минут на плоские и изогнутые поверхности. Лазерный луч раскаляет и плавит металл, меняя физико-химическую структуру и оставляя на нем надписи, замысловатые узоры и даже картины. Для лазерной гравировки применяют два типа маркеров: газовые и волоконные.
Лазерная гравировка не стирается и не теряет товарного вида с годами. Эта технология применяется для изготовления рекламной и сувенирной продукции, логотипов, поскольку временные затраты на массовое производство минимальны.
Некоторые мастерские считают стоимость каждого символа, другие определяют стоимость квадратного сантиметра.
Заказывая ручную гравировку у мастера, механическую или лазерную гравировку в специализированной фирме, будьте готовы к обсуждению темы и стилистики будущей надписи или изображения. Желательно распечатать несколько гравировок, которые понравились вам в интернете.