Она: дочь русского провинциального чиновника, дама из парижского бомонда
Он: испанский художник
Счастливые часов не наблюдают…
В сентябре 1929 года начинающий художник Дали, человек, в глазах окружающих, «с большими странностями», пригласил погостить французского поэта Поля Элюара. Тот приехал в каталонский курортный поселок Кадакес не один, а с женой. Ее звали Елена Дьяконова, но все знали уроженку Казани и законодательницу вкусов парижского бомонда под блистательным именем Гала – в переводе с французского оно означает «праздник». Встреча 25-летнего эпатажного живописца и 35-летней светской кокетки стала судьбоносной, оба в воспоминаниях признавались, что любовь сразила их одновременно, как удар молнии. Отношения Галы, Поля и Сальвадора превратились в любовный треугольник, которым правила «роковая славянка». В 1932-м Гала получила развод, оставив бывшему мужу дочь-подростка, а в 1934-м стала женой Дали. В 1958 году муза и художник скрепили светский брак венчанием в церкви.
Гала была для супруга не только музой-вдохновительницей, первой и единственной любимой женщиной, но и натурщицей, сиделкой и нянькой, а также, выражаясь современными реалиями, коммерческим директором и пиар-агентом. Она организовывала выставки и вела переговоры с покупателями картин, искала заказы, приводила в порядок студию-мастерскую, поддерживала экстравагантный имидж мужа и неустанно придумывала поводы, чтобы привлечь к его творчеству внимание прессы и богатых коллекционеров, следила за здоровьем гения. Без заботы жены он мог забыть даже о необходимости поесть, принять душ или одеться по погоде. Именно с подачи Галы Сальвадор известен не только как живописец-сюрреалист, но и как дизайнер мебели, предметов интерьера, сценических костюмов и декораций, украшений и логотипов, режиссер короткометражных фильмов и актер рекламы. Она побуждала его пробовать силы на том или ином новом поприще, и всякий раз дела Дали складывались так, что ему сопутствовали финансовый успех и возможность полного творческого самовыражения, за что бы он ни брался.
Галы не стало в 1982-м. Дали пережил ее на семь лет, но это было время, наполненное физическим недомоганием и глубокой депрессией с постепенной потерей рассудка. Без своей музы и ангела-хранителя гений не создал ничего равного по художественной ценности его прежним полотнам. Детей у пары не было.
Формула любви
Галу и сегодня иногда представляют удачливой хищницей, которая купалась в роскоши до конца своих дней, пользуясь тем, что в жизненных вопросах ее гениальный муж был неопытнее ребенка. Однако такая оценка несправедлива: да, эта женщина была амбициозна и еще в молодости пообещала себе, как Скарлетт О’Хара, что бедность и удел домохозяйки минуют ее. Но у нее был уникальный дар инвестирования своей женской энергии в по-настоящему талантливых мужчин. В отношениях с французским поэтом Полем Элюаром, немецким живописцем Максом Эрнстом происходило то же самое, что позже явило миру феномен Дали: мужчины Галы становились более знаменитыми, обеспеченными, уверенными в собственных творческих силах.
Единственное, с чем она не могла справиться, – это возраст. Стареть на глазах любимого Гала не хотела, и в 1968-м он купил ей замок в каталонском местечке Пуболь. Здесь муза Сальвадора Дали прожила до самой смерти, принимая мужа только тогда, когда ей этого хотелось (он не имел права приезжать без письменного приглашения Галы).
Ювелирным символом любви Галы и Дали можно считать драгоценную композицию «Королевское сердце». Она создана художником в 1953 году по просьбе его второй половины из золота, рубинов, бриллиантов и изумрудов. Центр «валентинки» движется благодаря особому механизму, создавая иллюзию биения живого сердца. Ныне это творение можно увидеть в Театре-музее Дали в испанском Фигерасе.
Цитата для валентинки
Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег