Невозможно было бы поверить, если бы еще лет пять назад заговорили о том, что можно несколько вечеров подряд провести за просмотром русского сериала. Сейчас сериалы отечественного производства смотрят все, даже культурные московские снобы. А некоторые снобы (в хорошем смысле слова) эти сериалы и делают.

Раньше у нас была только «Оттепель» – сериал, поднявший планку на высочайший уровень по актерской игре, небанальным любовным сюжетам, по-настоящему хорошему юмору. С тех пор актер Евгений Цыганов, исполнивший в «Оттепели» главную роль, появляется, словно переходящее знамя, чуть ли не во всех достойных сериальных проектах («Фарца», «Озабоченные, или Любовь зла»). Словно чтобы показать: я тут, все в порядке, смотрите дальше.

Таких сериалов, где «все в порядке», в 2015 году появилось много, особенно отличился канал ТНТ, выстреливший лучшими, пожалуй, сериалами года: «Сладкой жизнью», «Изменами» и «Озабоченными».

Отношение к сериальному жанру в принципе изменилось и у смотрящих, и у создающих. Сериал – это, конечно, не новая книга и не новое кино. Но уже и Стивен Содерберг сам стоит за камерой («Больница Никербокер»), и актеры играют свои лучшие роли (Мэттью Макконахи в «Настоящем детективе», Клэр Дейнс в «Родине»).

За русские сериалы тоже берутся очень крутые профессионалы. Вадим Перельман, снявший один из смешных и печальных отечественных сериалов – «Измены», до этого режиссировал «Дом из песка и тумана», трижды номинированный на «Оскар». Борис Хлебников («Озабоченные, или Любовь зла») – один из ярких режиссеров так называемой «новой волны» русского кинематографа.

Даже избитый сюжет про провинциальную Золушку, приехавшую в Москву за счастьем (любовью, работой, деньгами), оброс новыми, реальными, ироничными подробностями и выглядит остроумно. «Сладкая жизнь» и «Озабоченные» – как раз про это.

Сериалы стали смелее и правдивее, веселее и умнее. В недооцененных «Озабоченных» первый персонаж, которого зритель видит в кадре, – «мордочка» нарисованного мужского полового органа (особенно в тему мультяшный голос актрисы Марии Шалаевой). На второй минуте сериала актер Евгений Цыганов, исполняющий роль депрессивного сотрудника креативного агентства средней руки, неловко выбрасывается из окна (опять этот Цыганов? Вот и нет его!). А спустя несколько серий лихая уральская деваха (восхитительная Ольга Дибцева), осилившая в целях самообразования «Маленького принца» и «Анну Каренину», с жаром говорит подружкам, что она теперь против присоединения Крыма.

И это действительно смешно, потому что со зрителем ведется диалог, от зрителя требуется понимание, готовность к неожиданным поворотам и совместному срыванию штампов. Пожалуй, это главное, в чем преуспела отечественная сериальная индустрия: вместо жвачки для мозгов у нас есть хотя бы несколько проектов, которые выполняют функцию высокого искусства, чуть-чуть, но поднимают зрителя вверх, заставляют его интеллектуально работать.