Кинематограф столицу Франции бесконечно романтизирует, и не без причины. Париж – один из самых прекрасных городов на свете. Если вы не были, посмотрите фильмы из нашей подборки – и непременно влюбитесь в него. Если недавно побывали, вновь броситесь выбирать билеты.

«На последнем дыхании»

Киноклассика французской «новой волны» Жана-Люка Годара про пересмотр буржуазных ценностей, бунт и любовь. Молодой харизматичный преступник Мишель знакомится со студенткой из Нью-Йорка Патрицией, и они превращаются почти в Бонни и Клайда, приближаясь к неизбежно трагичному финалу. На кино были потрачены копейки, для создания эффекта движения камеру катали на инвалидной коляске, половина сцен была импровизацией, а выбор того или иного угла съемки решался порой путем подкидывания монетки. Но «На последнем дыхании» стал чуть ли не самым известным фильмом «новой волны» и даже создал образцы стиля. Чего стоят шляпа Бельмондо в стиле Хамфри Богарта, стриженый затылок Джин Сиберг и полосатые фуфайки! А прекрасный Париж 60-х в этом фильме везде, и снят он в нервной, пульсирующей манере, которую дает ручная камера.

«Любовники с Нового моста»

Возмутительный, раздражающий, полный страсти на грани человеческих возможностей фильм тогда еще молодого мастера «новой новой волны» Лео Каракса. Клошар и пьяница, факир и акробат Алекс влюбляется в стремительно теряющую зрение художницу Мишель. Они проводят ночи на перекрытом на реставрацию Новом мосту, который становится их раем и немножко адом. Фильм прославился чередой сопутствующих съемкам неудач. Пока шла подготовка, режиссер разошелся со своей музой Жюльетт Бинош, сыгравшей главную роль. Актер Дени Лаван, альтер эго Каракса, сломал ногу. Продюсеры впадали в депрессию от оглушительного бюджета ленты, один даже умер. Но фильм, ставший шедевром необарокко 90-х, и сегодня воспевает красоту и боль любви, виды с Пон-Нефа, освещенную миллионами фейерверков Сену.

«Амели»

Сказочная девушка Амели из ромкома Жана-Пьера Жене сделала известной на весь мир прекрасную актрису Одри Тоту и добавила туристов на Монмартре. Теперь, услышав саундтрек «Амели» авторства Яна Тьерсена, мы наполняемся вдохновением, и в памяти возникает открыточный образ Парижа, где смешались волшебство, ностальгия и легкая щемящая грусть.

Кино уже сто раз обвинили в мимимишности и сладости. Но разве мы не заслуживаем волшебной сказки (а таковой и является «Амели»), от которой становится хорошо моментально, как от куска шоколадного торта? Вот она, перед нами. Со спусками и подъемами Монмартра, блинчиками по воде, детскими воспоминаниями, овощными лавками, парижскими мостами, путешествующим садовым гномом, верой в чудеса, кафешкой, где решаются судьбы, с уютным предметным миром и настороженной глазастой феей.

«Все песни только о любви»

Пронзительное подтверждение слов Зинаиды Гиппиус о том, что любим мы одной любовью. Фильм, в котором актеры поют, но это нисколько не мешает.

Парижанин Исмаэль встречается с Жюли. Когда в их жизни появляется Алиса, никто из пары не возражает. Но игривая полиамория разрушается, когда Жюли внезапно погибает. Исмаэлю остается метаться по городу в попытках удержать разрывающееся сердце… Кристоф Оноре щедро показывает улицы и бульвары Парижа, пуская по ним красивых актеров – кудрявого Луи Гарреля, нежную Людивин Санье, серьезную Кьяру Мастроянни – и добавляя меланхоличный саундтрек. Париж – это про любовь, которую некуда применить, даже если ты молод и красив. Париж – это водяная дымка в воздухе, сигаретный дым, внезапная смерть. Париж – город, где уместны, как нигде, красивые жесты, свободные нравы и герои, распевающие о любви прямо на улицах.

«Синонимы»

Фильм Надава Лапида про натирающую все места национальную идентичность, сто способов борьбы с ней и сто примеров непреодоления. Израильтянин Иоав приезжает в Париж, останавливается в пустой квартире по знакомству и в первый же день оказывается нищим и совершенно голым. Его находят печальный интеллектуальный парижский мажорик с подружкой-валторнисткой. Спасают, дают еду, дом и дарят красивое верблюжье пальто, которое весь фильм будет украшать ярким оранжевым пятном.

Иоав шагает по улицам Парижа, бормоча синонимы к словам и упорно не глядя на достопримечательности вроде целехонького пока еще Норт-Дама. Он натягивает на себя шкуру парижанина, но пока это не настоящая ассимиляция, а лишь юношеская радикальная поза. Один из самых ярких фильмов 2019 года, лауреат Берлинале, показывает особый взгляд на Париж: человека, впервые здесь оказавшегося, но делающего вид, что он тут живет.