В мир искусства просочилось множество довольно сомнительных вещей. Банка супа «Кэмпбелл», увековеченная Уорхолом, акула, замаринованная в формалине Херстом, писсуар, названный Дюшаном «Фонтаном»… Список можно продолжать бесконечно. Но сейчас не о так называемом реди-мейд в искусстве. Вспомним Дональда Физерстоуна, создателя легендарных пластиковых фламинго, без которых сегодня невозможно представить ни один образцовый американский газон. И не забудьте включить саундтреком к прочтению старую, но не забытую песню «Розовый фламинго» Свиридовой.

История почти сказочная, но с налетом поп-арта, треша и юмора. Давным-давно, чуть меньше тысячи лет назад, а точнее в 1957-м, когда Америка действительно была одноэтажной, молодой художник, получивший классическое образование, незапланированно для самого себя и уж тем более неожиданно для общества оказался не в арт-галерее, а в штате компании-производителя садовых пластиковых фигурок. Бывает и такое. Но парень не отчаялся, а подошел к поставленным задачам и выданным для работы материалам с душой. И понеслось! Дональд Физерстоун, а речь именно о нем, сделал подарок американским гражданам, создав из пластика новый урбанистический тотем. Ну или нечто похожее на символ американских лужаек. Речь о пластиковом розовом фламинго!

Дональд Физерстоун

Говорят, все началось с утки по кличке Чарли. Художник подошел к делу основательно. Купил живую утку, поселил в собственной ванне и долго рассматривал, чтобы пластиковая оказалась ее точной копией. А уж после удачного воспроизведения утки художник приступил к будущему шедевру – розовому фламинго. (Перестаньте петь – дослушайте!)

Да, игрушка, без скрытых смыслов и подтекстов, но точно вошла в историю. Кстати, и цена на «предмет искусства» по закону жанра с годами возросла: с 2 до 20 долларов! Говорят, Дон Физерстоун загорелся идеей создать пластиковую птичку на ножке под названием Phoenicopterus Ruber Plasticus, увидев фотографию фламинго в National Geographic. И население охватила эпидемия: там и тут, в песнях, книгах, садах и огородах… молниеносно поселились пластиковые фламинго Физерстоуна, которые почти всегда распространялись в комплекте: один смотрит вниз (или дремлет), второй несет садово-огородный дозор.

flamingo2

Но художник не стал почивать на лаврах, а приступил к полному раскрытию темы пластиковых фигурок. Так мир увидел и поставил на пока еще довольно пустой газон пластиковую индейку, кота, кролика… Но художник и не думал увольняться из компании. 43 года штамповались без устали и перерывов на обед все новые и новые экспонаты треш-коллекции Дональда Физерстоуна. В результате на лужайке около дома самого Физерстоуна собралась коллекция не всех, но отобранных по принципу «самые любимые» пластиковых фигурок. При внимательном пересчете получилось 57 штук!

Время шло. Художник вышел на безбедную пенсию. А компания приняла решение остановить производство пластиковых фламинго. И казалось бы, сколько можно: розовые птицы повсюду. Каждый второй, а может и первый прохожий американец припас несколько пластиковых птиц в кладовке на случай… на всякий случай. Но вскоре исчезновение в товарной линейке садовых фигурок покупатели заметили, бизнесмены оценили этот интерес, и вскоре другая компания купила права и возобновила производство. Закон жанра: спрос рождает предложение!

Flamingo3

А художник не был забыт. В 1996 году Физерстоун получил забавную Шнобелевскую премию, которая, как известно, вручается «за достижения, которые сначала заставляют засмеяться, а потом задуматься»! О чем стоит задуматься, глядя на пластиковую птичку на ножке, не уточнялось. Но посмеялись все от души.

К слову, художник и сам однажды (уж не знаю, по собственной воле или нет) перевоплотился в любимого персонажа, появившись в анимационном фильме «Гномео и Джульетта» в качестве фламинго по имени Физерстоун.

Такая вот история на пластиковой ножке!