Оперный театр! Как самой научиться любить оперу и своего приучить
14632
» »
Ирина Бабкина24 декабря 2014, 11:59
Очень хочется провести праздники культурно, а не только на катке да в кафе с глинтвейном. Согласны? Тогда давайте воспользуемся свободным временем, чтобы научиться любить оперу. Да-да, именно оперу, так незаслуженно игнорируемую всеми нами. Не знаем почему, но у нас уже давно сложилось ощущение, что оперными постановками многих в детстве вообще пугали, рассказывая страшилки о пропаже зрителей во время прослушивания или неожиданных изменениях в сознании, наблюдаемых сразу после посещения храма искусств. Иначе как объяснить, что мимолетное упоминание об опере или добродушное приглашение совершить данный культурный поход вызывает зачастую растерянность во взгляде собеседника и неожиданное изменение всех его планов именно на этот вечер?
А если серьезно, сколько еще можно вздрагивать при слове «опера»?! Уверяем, все не так страшно, главное – желание и свободный вечер для знакомства с прекрасным. С чего начать? Узнаете из нашего подробнейшего ликбеза. И не забудьте своего заодно приобщить (только заранее приготовьтесь, что для НЕГО поход в оперу может стать испытанием похлеще, чем знакомство с родителями).
Итак, начинаем:
Первый шаг:
Чтобы сразу не шокировать свой внутренний мир утонченностью мероприятия, требующего подготовки – от особого дресс-кода до знания либретто, знакомство с оперой стоит начать с более привычного похода – в кинотеатр! Да, но не на голливудский блокбастер, а на прямую трансляцию оперного спектакля из Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Афиша трансляций разнообразна, а с некоторых пор в проекте участвуют и Ла Скала, и Ковент-Гарден, и Парижская опера. В Москве, например, с 2012 года прямые трансляции спектаклей со сцены Metropolitan Opera можно смотреть в кинозале ГУМа (на конец января еще остались билеты на «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха, поторопитесь).
Второй шаг:
Если и после прослушивания киноспектакля осталось ощущение, что груз впечатлений от настоящей оперной постановки вам еще не выдержать, подготовьте неокрепший организм походом в оперетту. Здесь не столь продолжительные по времени, как в опере, вокальные партии специально разбавляются диалогами, наполненными юмором, и сюжет обычно гораздо задорнее. Рецепт, как от врача, – обзавестись собственным мнением на оперетту-маскарад «Летучая мышь» Штрауса! Тем более что данное название вы без труда обнаружите в репертуаре большинства театров. Например, в Москве можно сделать сравнительный анализ спектаклей в театре «Московская оперетта», «Геликон-Опера» и, конечно, в Большом! Каждый спектакль будет другим, но ощущение праздника бала-маскарада поможет вам сделать шаг вперед к сложному оперному действу.
Третий шаг:
И все-таки в оперу! Сделайте выбор в пользу более-менее знакомого сюжета. Как насчет «Евгения Онегина» или «Пиковой дамы»? С одной стороны, вы точно знаете сюжет (хотя бы отдаленно слышали); с другой стороны, декорации помогут перенестись в атмосферу века ушедшего. Поскольку материал из школьной программы (читайте: в зале много школьников и студентов, пришедших не по собственной воле), об особом дресс-коде можно не беспокоиться (хотя джинсы, кроссовки и футболки оставьте дома!). Вслушивайтесь, пытайтесь понять или забудьте обо всем и наслаждайтесь!
Четвертый шаг:
Следующий шаг: обратите внимание и на «Травиату» Верди! Какие требования к внешнему виду? Вам подскажут герои Ричарда Гира и Джулии Робертс из знакомого всем фильма «Красотка», поскольку именно эта опера довела героиню до слез. И снова добавим, что, если красное платье в пол, смокинг и ювелирные изыски – не ваш стиль, можно остаться дома и посмотреть одноименный фильм-оперу Франко Дзеффирелли.
Пятый шаг:
«Богема» Пуччини не должна обойти список начинающего любителя оперы. Кстати, помните, насколько лестно в фильме «Кейт и Лео» отзывался босс Кейт (Мэг Райан) о постановке, на которой, как позже выяснилось, он не был на самом деле. Однако дотошный зритель заметил, что и сам Лео, появившийся в современном Нью-Йорке из 1876 года, не мог стать зрителем «Богемы», премьера которой состоялась… в 1896 году. Однако у нас все-таки есть возможность это произведение услышать и прочувствовать. Главное – выбрать время, может быть, даже в новогодние каникулы, ведь действие оперы начинается в сочельник! И стать свидетелем перипетий бедного поэта Рудольфа, проживающего в маленькой мансарде в Латинском квартале.
Шестой шаг, финальный:
Если в непознанный мир оперного действа хочется взять с собой младшую сестру или племянника, присмотритесь к постановке «Настройся на оперу» в Большом. Всего за час так ненавязчиво, но точно вам расскажут о главных составляющих оперной жизни – сопрано, меццо-сопрано, теноре, баритоне – и про бас, конечно, не забудут. В спектакле прозвучат отрывки из опер Вивальди, Генделя, Моцарта, Россини, Верди… Уж после такого погружения можно амбициозно покупать билеты и на «Бориса Годунова», и на «Тоску», и на «Дона Карлоса», и на «Царскую невесту»…
Надо начинать с "Красотки".
На первый раз только иностранная опера, будут титры, заранее в интернете либретто прочитаете, с современной русской вокальной школой без титров ничего не поймете Будет не так интересно