На этой неделе на канале ТНТ стартовал новый российский сериал «Измены» со звездой «Левиафана» Еленой Лядовой в главной роли. Трейлеры интриговали половодьем чувств и веселыми хождениями налево, а наличие Лядовой обещало живописные метания женской души.

Первые серии шестнадцатисерийного проекта доказали, что перед нами бенефис Лядовой, от которой с экрана, как всегда, бьет током, да так, что на ее фоне прокисшими кажутся остальные герои.

Дизайнер интерьеров Ася десять лет замужем за другом детства. Любви давно нет, совместную жизнь пожрали бытовуха, отсутствие доверия, секса и искаженные ожидания. Помимо мужа (Кирилл Кяро) у Аси есть два любовника: начальник ее конторы и дэпээсник, как-то остановивший за пересечение двух сплошных. Наклевывается еще и третий – юный наглый мажор с богатым папой.

Лядова продолжает играть женщину из фильмов «Географ глобус пропил» и «Левиафан»: она изменяет мужу и несчастна. Только на этот раз мужа не гложет классический русский сплин, просто он тюфяк, который боится посмотреть правде в глаза и инфантильно прячется в видеоиграх.

Еще одна пара – бизнесмен Юра (Евгений Стычкин) и его умирающая от скуки красавица-жена Даша (Глафира Тарханова). Даша закатывает ревнивые истерики, во время которых чуть ли не дышит пламенем и периодически тащит мужа разводиться. Это, помимо маникюра и спортзала, единственные ее развлечения. А еще Даша мечтает завести любовника и обращается за советом к старинной подруге Асе. Та дает ей мастер-классы по обращению с мужчинами и делится правилами измен, самое правдивое из которых: «Не пытайся себя убедить в том, что ты не говно». «Потому что это все равно не так», – понятливо продолжает Даша.

Про это и «Измены»: не про искрометные адюльтеры, не про любовь до гроба, а про возможность любому из нас быть любым собой, даже если для этого нужно прорваться сквозь рамки стереотипов. Богатая Даша несчастна как раз поэтому: ее окружают чужие идеи счастья.

1

Почему изменяет Ася? Ведь причина непременно должна быть, ведь она – женщина, а женщины не изменяют просто из веселья. Все становится яснее, когда приходит понимание того, что Лядова играет не героиню, а героя. Точнее, совершает те действия, которые принято ожидать от мужчины. Не зря в первой серии она появляется в драных бойфрендах. Будь Ася мужчиной, то все жонглирования партнерами показались бы в первую очередь забавной авантюрой. В женском же поведении мы ищем подтекст. Но на фоне разговоров о гендерном равенстве, на фоне показа Gucci, где мальчики и девочки одеты в одинаковые блузы с рюшами, русский сериал, где замужняя женщина берет тех мужчин, которые ей понравятся, – первый шаг в заданном направлении. Духовные скрепы здесь изрядно погнулись.

Но подтекст, конечно, найдется. Об этом говорят печальные усталые глаза Лядовой, цинизм ее героини, которым она прикрывает то место, где должна быть любовь. Должна быть, это кино все-таки.