Катарина Кудряшова

Катарина Кудряшова,
редактор моды, ЗОЖ-энтузиаст и немного блогер

Очень часто можно услышать, что современное искусство сложно понять. Мы решили спросить совета у галериста, коллекционера и основательницы Askeri Gallery Полины Аскери-Белоцерковской. В интервью она рассказала, как правильно читать зашифрованные современными художниками послания.

Интерес к искусству возрастает. Чтобы попасть на временную выставку в Третьяковке или Пушкинском, билет стоит покупать минимум за неделю! Как думаете, с чем связан такой повышенный интерес к прекрасному?

Во-первых, число интересующихся искусством людей возросло. Десять-пятнадцать лет назад для большинства поход на выставку в музей был особым событием. Сейчас это становится нормой досуга, чему я очень рада. Люди открыты новому и прекрасному, ради этого они готовы стоять часами в очередях на выставки Серова и Коржева, экспозиции коллекций Щукина и фонда Louis Vuitton. Я ценю и уважаю осознанное отношение к искусству. А во-вторых, есть часть посетителей, которая ловит хайп под влиянием СМИ и социальных сетей, таким образом поддерживая общий интерес. Многие молодые люди посещают популярные выставки, потому что это стало модным. На мой взгляд, это больше похоже на псевдоинтерес.

Хорошо, если это как-то поспособствует желанию не только сделать дежурное фото на фоне работы «Антропометрия» Ива Кляйна, так как она эффектно будет смотреться в ленте в инстаграме, но и подтолкнет узнать историю создания произведения, исторический контекст. Творческие исследования Кляйна дали толчок для использования новых инструментов, совершенно отличных от принятых, он открывает полноценную дорогу перформансу как направлению, а работа с цветом, акцентом на монохромность и патент на «Международный синий Кляйна» стали важными примерами закрепления художественного стиля и гарантии идентификации в стремительно набирающей обороты массовой культуре.

Многие, наоборот, боятся идти в музей, думая, что ничего не поймут. Как новичку окунуться в мир современного искусства, с чего стоит начать, на что обратить внимание?

Неподготовленный зритель с большей вероятностью не сможет понять и оценить работы современных художников. Что в равной степени может как оттолкнуть от дальнейшего погружения в тему, так и, наоборот, дать мотивацию для изучения вопросов: почему эта картина востребована, как произведение попало в такую известную коллекцию и почему это считается формой искусства? В этом помогут вовлеченность в сферу, насмотренность и начитанность. Возьмите на заметку несколько рекомендаций.

Во-первых, не бойтесь что-то не понять и задавать вопросы. Наоборот, в каждом музее сейчас есть аудиогиды, можно скачать приложение или конкретную информацию по QR-коду. Кураторы всегда готовы рассказать историю и концепцию выставки.

Во-вторых, базовые знания о развитии современного искусства можно почерпнуть в Интернете, и в частности на YouTube, чей формат располагает к легкому восприятию информации. Посещайте выставки, ярмарки современного искусства, форумы и лекции. Выбор большой. Я сама с удовольствием принимаю участие в лекториях. Например, на Cosmoscow 2019 у нас была очень продуктивная дискуссия о современном искусстве и арт-рынке в России, организованная компанией La Prairie. Найдите немного времени, чтобы открыться новым знаниям и творческому опыту. Можно начать с Askeri Gallery и познакомиться с направлением «гиперреализм» через призму картин российского художника Павла Полянского.

В-третьих, работы современных художников не нацелены на эстетическое восприятие и описательный характер событий, как в классической живописи и скульптуре, а больше направлены на эмоциональное понимание, символы и образы массовой культуры потребления, ассоциации и некий субъективизм.

Если говорить про современное искусство, то как его правильно «читать», как толковать его язык? Вот приходишь ты на выставку, а перед тобой, допустим, подвешенная к потолку лошадь, как на выставке Louis Vuitton Foundation в Пушкинском музее. Люди смотрят и не понимают, какой «месседж» за этим стоит? Вот как им трактовать такой экспонат?

Хороший вопрос. Я сразу вспомнила, как в июне начал разгораться скандал в Сети из-за этой инсталляции Маурицио Каттелана. Действительно, чтобы понять такую работу, как «Баллада о Троцком», нужно быть немного знакомым с деятельностью художника-провокатора. Тогда вы сможете провести для себя ассоциативный ряд и найти место для произведения в своей культурной системе координат. Ведь это метафора, художник играет со зрителем, оставляя подсказки в названии и визуальных аспектах работы. Лошадь в подвешенном состоянии отображает всю иронию трагической ситуации Троцкого. А натуральность образа животного в угнетенном виде кричит нашему сознанию о жестокости. Все это сделано с одной целью: спровоцировать зрителя на острую эмоцию. Вывод придется сделать самостоятельно, но не воспринимайте все слишком серьезно.

Современное искусство отличается от классического тем, что вынужденно перешло от использования описательных сюжетов и стандартных инструментов к новым, более сложным, концептуальным и продуманным. Это связано с изобретением фотографии и кинематографа. Передать красоту природы в пейзаже или характер человека через портрет уже недостаточно. Нужен скрытый смысл, интеграция символов современной культуры, китч, провокация или особенная аутентичная техника, как, например, у южнокорейского художника Кван Йонг Чана, работы которого я впервые привезла в Россию в этом году. Тогда на произведение обратят внимание коллекционеры, а художник будет интересен галеристу. Меня такой кропотливый и необычный подход привлек.

И все-таки многие ругают современное искусство. Как думаете, почему так происходит – от непонимания или боязни принятия чего-то нового?

Непонимание художников возникло в том числе из-за нашего пусть и недолгого, но серьезного отрыва от мировых тенденций в развитии культуры. Как можно понять работы Энди Уорхола, если все, что они в себе несут, на протяжении десятилетий запрещалось в нашей стране? Или оценить гениальность Баския, не зная об уличной культуре Бруклина и Бронкса, о жизни мигрантов в Нью-Йорке? Если говорить о боязни принятия, конечно, резкий переход от классики к новым формам искусства делать не нужно. Лучше подготовиться информационно и морально к тому, что современное искусство другое, не хуже и не лучше. Оно нацелено не на эстетическое восприятие, а на эмоциональное.

Ругать можно будет после того, как вы ознакомитесь с концепцией и фактами из жизни художника, возможно, условиями, в которых создавались будущие многомиллионные шедевры. Не переживайте, что потратили время или деньги на посещение экспозиции зря. Это не так. Новые эмоции и опыт знакомства с непонятными пока произведениями могут пригодиться в будущем. Кто знает, может, уходя с выставки, вы совершенно по-другому посмотрите на подвешенную лошадь Каттелана или разглядите космический смысл в синем ультрамарине «Антропометрии» Ива Кляйна.

В одном из ваших интервью прочитала, что сегодня музеи и галереи меняют свой концепт, это не просто храм искусства, а место, где должно быть движение, встречи, дискуссии… Расскажите, пожалуйста, нашим читателям про этот тренд подробнее.

Современному посетителю музея мало просто посмотреть экспозицию, ему хочется больше активностей. Это желание должно быть реализовано на месте, то есть здесь и сейчас, поэтому музеи и большие галереи предлагают интерактивные экскурсии, участие в дискуссиях, встречи с художниками и кураторами, public talks и мастер-классы, открывают магазины, где продают интересную литературу по искусству и множество приятных мелочей, способных украсить вашу жизнь. А также есть возможность приобрести принты и выпущенные ограниченным тиражом работы известных художников. Особенно люблю магазин при музее Garage. Рекомендую!