Понятие «графический роман» появилось в конце 1970-х в США. Оно потребовалось, чтобы отличать взрослые масштабные рисованные истории, сложные по сюжету, смыслу и характерам персонажей, от журнальных комиксов о супергероях. Какие же «книжки с картинками» можно прочесть, не стыдясь признаться в этом?
Алан Мур «V – значит вендетта» (2007)
Абсолютная классика графического романа, которая в нашей стране была переведена и опубликована почти на 20 лет позднее, чем вышла в Великобритании. Таинственный V в фарфоровой маске Анонимуса ведет борьбу против нацистского режима, который, по сюжету комикса, восторжествовал в Туманном Альбионе. Свободы слова и других свобод нет; неугодные властям люди оказываются в концлагерях; политики, полицейские и военные коррумпированы и в своих поступках страшнее любых бандитов. Верхушке общества и их приспешникам V объявляет настоящую войну: взрывает здание британского парламента, уничтожает службы Глаз, Ухо и Рот, с помощью которых правительство вело тотальное круглосуточное наблюдение за каждым.
Для угнетенных сограждан V становится символом свободы, мужества и надежды на лучшее, но сам Алан Мур как-то сказал в интервью, что читатель не может не задуматься над вопросом, кого в этом мстителе больше: героя или злодея, – и так ли чисты его методы борьбы? Иллюстрации к тексту Мура выполнил Дэвид Ллойд.
Олег Тищенков «Больше, больше» (2013)
Олег Тищенков из обычного веб-дизайнера вырос до книжного иллюстратора и автора комиксов (забегая вперед, скажем: котокомиксов). Прославила его имя серия одностраничных рисованных историй о человеке и коте – в книгу «Больше, больше» вошли лучшие из этих добрых и теплых, иногда грустных графических рассказов, по мнению автора. Кот охотно вступает с хозяином в философские беседы, переживает неурядицы как истинный дзен-буддист и трогательно просит найти у него на спине крылья, потому что он их чувствует.
Смысл названия сборника автор поясняет так: два значка «больше, больше» в сетевой типографике означают ссылку, перейдя по которой, можно обнаружить что-то скрытое от беглого просмотра.
Джордж Р. Р. Мартин «Игра престолов» (2014)
Фанаты книг Мартина из цикла «Песнь Льда и Пламени» и знаменитого сериала канала HBO давно просили автора, чтобы его герои воплотились еще и на страницах комикса. Так фэнтези-сага о Семи королевствах Вестероса и неутихающей войне за символ его верховной власти – Железный трон – стала графическим романом в четырех отдельных книгах. Адаптировал текст фантаст Дэниел Абрахам, друг Мартина, а иллюстрации создал Томми Паттерсон. От замысла автора Дэниэл и Томми старались не отступать, точно следуя тексту его романов во внешности и характерах персонажей, развитии сюжетных линий.
Джесси Хартленд «Стив Джобс. Дико крутой» (2016)
Биография знаменитого человека в комиксах – модный ныне литературный жанр. Вот и у легендарного основателя Apple Стива Джобса, ушедшего от нас в октябре 2011 года, появилась такая. Художница Джесси Хартленд использовала наивную, детскую манеру рисунка – так мог водить ручкой в тетради, не слушая учителя и обдумывая на уроке какую-нибудь гениальную идею, сам Стив в юности. Но о герое своей книги рассказала честно, подробно, с теплом, уважением и юмором, сопроводив иллюстрации вполне серьезными заметками по истории компьютеров и цифровых гаджетов вообще – читателю для общего развития.
Нил Гейман «Последнее искушение» (2016)
Мальчик Стивен, герой инфернального комикса Геймана, эдакий Питер Пэн, который боится взрослеть. Однажды он попадает в старый театр, чья афиша сулит публике грандиозное шоу ужасов, и встречается с таинственным, демоническим Хозяином театра, который предлагает мальчику остаться в их труппе навсегда – и навсегда остаться ребенком, как тот и мечтал. Стивену предстоит непростой выбор и борьба за собственную жизнь и душу…
Интересна история создания этого графического романа. Он придуман Гейманом как часть рекламной кампании одноименного альбома (The Last Temptation) рок-музыканта Элиса Купера. Книгу из-за этого даже называют рок-комиксом. В нем отражены основные темы альбома – вера и безверие, поиск себя и одиночество, страхи, живущие в душе человека, и соблазны, перед которыми так трудно устоять. Пластинка и комикс в журнальном варианте вышли в 1994-м, в наши дни его переиздали как книгу. Автор иллюстраций – Майкл Зулли.
Игорь Олейников «Лиса и Заяц» (2017)
Игорь Олейников – талантливый мультипликатор, ставший не менее талантливым иллюстратором. «Лиса и Заяц» – его дебютная книга, правда, он скромно называет не автором, а лишь интерпретатором всем знакомого сюжета – русской народной сказки о лисе, которая выгнала зайца из его избушки. Помочь длинноухому восстановить справедливость не смогли ни медведь, ни бык, ни собака, и только петух своим криком напугал рыжую обманщицу и прогнал ее.
Олейников увидел эту сказку глазами взрослого человека. Коварная лиса со своим окружением у него выглядит как диктатор с угодливой свитой, заяц – как законопослушный гражданин, оказавшийся бесправным. Иллюстрации по-книжному роскошны, смыслы глубоки. И никаких пузырей текста на изображениях: сказка без изменения дана в начале романа, а затем идет графический ряд – творческо-философское размышление автора о прочитанном, понятное без слов.
Владимир Рудак «Я – слон!» (2017)
Перед нами необычное произведение – пьеса в виде комикса. Ее герой автобиографичен: он прикован к инвалидному креслу, как и автор Владимир Рудак, музыкант и писатель из Петрозаводска. Чтобы адаптироваться к новым сложным жизненным обстоятельствам, герой Рудака выдумывает себе образ толстокожего слона, неуклюжего, подчас беспомощного, но добродушного. И делится с читателем, как с собеседником, своими наблюдениями, размышлениями, историями, то смешными, то грустными… Иллюстрации к пьесе-комиксу выполнены московской художницей Леной Ужиновой, автором мультфильма «Жихарка».