Интерес к портрету загадочной итальянки Моны Лизы не угасает! Почему? Самое мистическое объяснение – ее автор, Леонардо да Винчи, наверное, сам не оставляет в покое души исследователей. Хотя список его картин довольно богат, почему же именно «Мона Лиза» год из года сохраняет право называться самой узнаваемой, самой обсуждаемой среди них… Чтобы просто увидеть именно этот портрет, посетители стойко выдерживают многие часы в кассу Лувра, и очереди все тянутся...
А началось все с исчезновения «Портрета госпожи Лизы дель Джокондо» из Лувра в 1911 году. Конечно, и до этого момента «Мона Лиза» была известна, привлекала внимание, была в коллекциях королей Франциска I, Людовика XIV, Людовика XVI (даже Наполеон нашел место для «Моны Лизы» в собственной спальне). Но 22 августа 1911 года изменило пусть и наполненную признанием, но спокойную жизнь портрета.
Кто и когда унес картину, никто не заметил, исчезновение объяснили тем, что портрет якобы забрали на фотосъемку. Версия не подтвердилась – Лувр объявил тревогу. Кражу зафиксировала полиция. Происшествие заинтересовало окружающих. Подогрел ажиотаж тот факт, что одним из подозреваемых стал сам Пабло Пикассо! Ход расследования подгоняли газетчики, день ото дня сокрушавшиеся о судьбе шедевра, однако два года великая итальянка оставалась вне доступа. Лишь в 1914-м у дела появилось развитие. Леонардо Перуджи, новый «владелец» картины, решил продать ее, воспользовавшись объявлением в газете. Полицейские сработали оперативно – вор был арестован. В результаты допроса выяснилось, что «Мона Лиза» все это время пропадала во Флоренции. Прежде чем вернуться в Лувр, картина отправилась в тур по Италии, как настоящая звезда. Благодаря стараниям журналистов буквально весь мир следил за судьбой шедевра. С этого момента туристический маршрут по Лувру и в целом по Парижу изменился.
«Мона Лиза» стала звездой. Около картины появилась личная охрана. Поэты, писатели, режиссеры посвящали ей свои произведения. Но чтобы удержать славу, нужны новые яркие события. Невольно художники всего мира стали по очереди подогревать внимание публики к картине Леонардо, тем самым сохраняя ее на пьедестале главных и самых узнаваемых картин мира. Первой ласточкой стал в 1914 году Казимир Малевич, создавший коллаж под названием «Частичное затмение», на котором бунтарски перечеркнул портрет итальянки красным крестом.
Вскоре «Мона Лиза» привлекла внимание дадистов. Художник Марсель Дюшамп представил в 1919 году картину L.H.O.O.Q., или «Джоконду с усами». Любопытно отметить, что у «Моны Лизы» кисти Леонардо нет бровей и ресниц! Вспоминается излюбленный совет стилистов: акцент должен быть один – на глаза или губы. Леонардо сделал выбор (конечно, и не догадываясь о подобной хитрости стилистов) в пользу губ. Хотя есть много версий о том, что ресницы и брови исчезли под влиянием времени. Как бы там ни было, вариант Дюшампа снова подогрел мировое внимание к итальянке. Более того, его выходка оказалась настолько успешной, что в 2010 году портрет Моны Лизы с усами и бородкой ушел с молотка за полмиллиона долларов, в пять раз превзойдя ожидания организаторов торгов. Кто бы мог подумать, Дюшамп шутил, проявлял эмоции, вряд ли думая об искусстве, а получилась головокружительно дорогая икона поп-арта!
В послевоенное время для картины снова пришло время привлекать внимание. В 1954 году фотограф Филипп Халсман создал фотомонтаж, соединив портрет Моны Лизы и лицо Сальвадора Дали. В руку Моны Лизы фотограф поместил монеты, подчеркнув тем самым любовь Дали к деньгам.
Зимой 1962 года звездную картину под ежеминутным контролем более 50 тайных агентов и многих журналистов отправили на гастроли в США. Сама Жаклин Кеннеди занималась вопросами организации турне «Моны Лизы». Поездка прошла на славу. Снова великую итальянку встречали поклонники, преследовали журналисты и заметили художники. Энди Уорхол, почувствовав дух времени и денег, создал вариации на тему, сочетая оригинал и опыт Дюшампа и Дали. Позже картины буквально взывали аукционы.
Затем, как известно, картина побывала в СССР и Японии, а после вернулась в Лувр. Говорят, больше путешествий не предвидится: уж слишком ценен оригинал, а время безжалостно даже к предметам искусства. Казалось бы, для портрета наступило время почивать на лаврах в стенах Лувра. Но сам Леонардо пришел на помощь и подарил новый повод обратить особое внимание на «Мону Лизу». Паскаль Котте посвятил более 10 лет изучению «Моны Лизы» Леонардо да Винчи. Современные технологии позволили рассмотреть оставленные Леонардо за Моной Лизой несколько набросков других женщин. И снова Мона Лиза в центре внимания!