Категории: Культура

Хайп недели: обсуждаем с актерами сексуальный скандал в Голливуде

Более 40 женщин – актрисы с мировыми именами, сценаристы, костюмеры,...

Более 40 женщин – актрисы с мировыми именами, сценаристы, костюмеры, гримеры – обвиняют Харви Вайнштейна в сексуальных домогательствах и изнасилованиях. Пока влиятельному голливудскому продюсеру грозит расследование и судебное разбирательство, мы решили поговорить с нашими деятелями кино, спросить, что они думают о сексуальном скандале в Голливуде и как обстоят дела с домогательствами в нашем кинематографе?

Ваган Сароян,
актер, режиссер театра «THE TЕАТР»

«На мой взгляд, это миф. Если бы все было так просто, поверьте, тогда отечественное телевидение, кино и театр заполонили бы совсем другие лица. Возможно, домогательства со стороны продюсеров/режиссеров имеют место быть где-то, но если речь идет о серьезных работах, то вряд ли можно натурой получить роль. Я полагаю, что этот бессмертный миф периодически всплывает, потому что наша страна готова поверить в это. Но, увы, действительность совсем другая… Знать бы только, какая…. Наверняка есть какие-то случаи запредельные, когда происходит обман. Но в профессиональной среде я с подобным не встречался».

Мириам Сехон,
певица, актриса

«Хочется верить, что роль ты получаешь, потому что подходишь на нее и благодаря пробам или, на крайняк, предыдущим проектам, в которых ты что-то сделал.

Я дружу и общаюсь с большим количеством кинематографистов, но не снимаюсь у них в кино только из-за этого. Но дружба – другое дело. Тут же вопрос не в том, что продюсеру не может нравиться актриса – пускай он даже подмигивает ей на площадке, хотя и это не всем может понравиться, но совсем другое дело – принуждать к сексу, применяя силу или психологическое давление (в случае с молодыми актрисами неясно, что страшнее).

В нашей стране к теме сексуального насилия вообще иначе относятся. Это очень наглядно показал флешмоб #янебоюсьсказать и недавние высказывания наших актрис в оправдание Вайнштейна. У нас скорее все будут "сами виноваты" и "получила, что хотела", и меня эти комментарии шокируют. А вообще сексуальные домогательства существуют во всех странах и в разных отраслях, и необязательно только в адрес женщин. Особенно неприятно, когда это происходит между коллегами, когда люди вынуждены дальше работать вместе с агрессором и по этическим соображениям не могут об этом говорить. А начальник и подчиненный – так это вообще классика».

Дарья Жулай,
актриса

«Я считаю, что это история о подорванном доверии и о том, как человек, наделенный властью, эту власть использовал не по назначению. Я совсем не считаю, что актрисы в чем-то виноваты. В ситуации, когда ты попадаешь в проекты такого уровня, какие продюсировал Харви Вайнштейн, давление на молодую актрису слишком велико. Я думаю, они искренне хотели доверять и в кино сниматься тоже хотели; ведь можно было не предлагать им близость, а просто снять хорошее кино с хорошей юной актрисой, можно было не пользоваться положением, но человек, у которого была власть в руках, посчитал иначе – наверное, это слабость и соблазн. Актрис мне искренне жаль. Когда тебе двадцать лет и ты только начинаешь свою работу в кино, поверьте, очень сложно отделить искренний интерес к тебе как к творческой личности от просто интереса. По поводу нашего кинематографа сказать ничего не могу, лично мне таких предложений не поступало, про других тоже не знаю. Мне кажется, все же это вопрос злоупотребления властью, а он не имеет национальности и может быть в любой сфере деятельности – неважно, кино это, театр или что-то еще».

Илья Ермолов,
актер и сценарист

«Тема актуальна, роли сейчас покупают не только за деньги: кто-то спит, кто-то платит монету. Бывает, что роли приходят "по блату" через знакомства, по дружбе, в честной борьбе. То есть разброс очень велик, в актерской среде об этом ходит множество баек и сплетен. Что же касается шумихи вокруг предполагаемых домогательств со стороны Вайнштейна... Это может случиться и в Голливуде, и в Болливуде, и в Нигерии, и на "Мосфильме" – неважно. Как бы то ни было, нельзя исключать человеческий фактор, он присутствует везде: и в кино, и в театре, и в офисе, и на кухне».

Алина Гвасалия,
актриса театра и кино

«На мой взгляд, прогремевший недавно скандал с Вайнштейном выглядит весьма странно. Все заявившие на него актрисы, насколько мне известно, неоднократно снимались у него, верно? Так зачем же они соглашались на роль, если при этом были вынуждены претерпевать сексуальные домогательства с его стороны?! Почему не подали в суд сразу, но, благополучно сыграв в кинокартине, обнародовали все эту грязь спустя столько лет?!

В таком случае, как мне кажется, женщина виновата сама. Никто тебя пальцем не тронет, если повода не подашь. Это я говорю по своему личному опыту. До меня никто, слава Богу, ни разу не домогался, но были в моей практике случаи (не стану называть имен и фамилий) общения с людьми, способными выйти за рамки дозволенного. Но так как из моего поведения было понятно: со мной не прокатит, – ничего и не произошло.

Подобные случаи могут быть и у нас в стране, и не только в кинематографе. Разница в том, что если там, в Голливуде, активно все борются за права женщин, то в России, например, я мало представляю ситуацию, когда женщина, заявив о том, что ее кто-то там домогался, запустит столь бурную волну обвинений в адрес "насильника". Еще раз повторюсь, соглашаться или нет – личное дело каждого. Если ты вступаешь в неформальную связь с режиссером ради роли, это твое личное дело: если ты на это идешь, зачем выставлять и обвинять в этом кого-то?! Мы все взрослые люди, никто не будет разбираться, каким образом ты получил роль. У нас достаточно большая безнаказанность, особенно в публичной сфере. Тут, например, любой наделенный статусом и/или властью человек способен избить журналистов, зная, что это, скорее всего, сойдет ему с рук, тогда как в Штатах за одно только оскорбительное слово (без рукоприкладства) можно смело подать в суд…»

Алена Рязанцева,
актриса

«Всем известное расхожее суждение "получила роль через постель" я слышала от разных людей еще задолго до того, как попала в театр и кинобизнес. Надо сказать, что лично для меня это полный бред. С того момента, как я оказалась в этой сфере искусства, и по сей день я ни разу с этим не столкнулась.

Как все происходит? Через кастинг-директора режиссер кинокартины связывается с агентом той актрисы, которая максимально совпадает с внешним и внутренним, эмоциональным образом героини, которая прописана в сценарии, и совпадает с его художественным видением. Как правило, в утверждении кастинга еще принимают участие и продюсеры кинокартины. Далее следующий процесс: агент выдает обратную связь – информацию о желании принять участие со стороны актрисы, уточняется ее занятость, согласовывается гонорар, проводятся пробы... Поиск нужной актрисы, состыковка всех этих нюансов иногда занимает довольно длительный период, потому что, как правило, талантливые артисты имеют хорошую занятость, одновременно участвуют в разных проектах.

В театре все проще, поскольку практически у каждого из них есть своя труппа, которая, как правило, в начале сезона получает информацию и распределение по ролям в премьерных спектаклях (те спектакли, которые будут ставиться и выпускаться в новом сезоне). Мы получаем распределение ролей – это видение режиссера, ну и результат работы, стремлений каждого артиста, поскольку зачастую после распределения в нашем театре при постановке нового спектакля еще какое-то время мы работаем по этюдному методу, то есть готовим этюды к образам. Показать этюд на ту роль, которую ты хотел бы играть, но не был на нее распределен, не возбраняется, часто это бывает убедительно, и режиссер осуществляет рокировку.

Обсуждая шумиху с Вайнштейном, почему-то никто не задумывается о том, что кино – это огромные бюджеты и ни один уважающий себя и свой труд режиссер, продюсер не возьмется снимать девушку, которая просто с ним переспит, поскольку он рискует не только своей репутацией, уровнем производимого продукта, но и очень большими деньгами.

А потому ситуация с Вайнштейном мне видится как огромная куча грязного белья, до которой мне ну совершенно нет дела. Скажу только, что, выясняя там виноватых и правых, нельзя исключать возможности того, что актриса переспала бы с продюсером или режиссером после съемок и не за роль! Людям вообще свойственно влюбляться (причем необязательно той грязной физиологической любовью, о которой идет речь в этом скандале) в талант, красоту и харизму. Ты просто смотришь на человека и понимаешь, что он гений».

Андрей Гаврилов,
сценарист, киновед

Отмечу сразу, что если вина Вайнштейна будет доказана, то он должен ответить по всей строгости закона. Тут без вариантов и лишних рассуждений. А пока стараюсь держаться подальше от всей истерии по этому поводу. Хотя моя гражданская позиция за гендерное равноправие достаточно активна – даже на страницах соцсетей я слежу за развитием гендерной диффузии в нашей стране. И некий прогресс уже есть, что радует. Теперь про кино. Если вопрос ставится конкретно: «Если тебе дали роль, есть ли разница, как ты ее получила»  – то ответ простой. На него в индивидуальном порядке отвечает каждая актриса для себя сама (если в вопросе глагол в женском роде, значит, говорим только об актрисах). Это личный нравственный выбор каждой женщины. Ведь вы же прекрасно понимаете, что на того же Вайнштейна заявили не все актрисы, которых он якобы или действительно домогался. Ведь были и те, я уверен, которым все понравилось и все были довольны. И тут мы не вправе кого-то осуждать. Каждый сам решает для себя, что ему приемлемо для достижения цели, а что нет. Не буду голословным. Однажды на встрече с одной начинающей актрисой, которая жаловалась на отсутствие проектов и ролей, знакомые в шутку сказали: мол, сама знаешь, в шоу-бизнесе все через постель. На что та актриса на полном серьезе заявила, что если у этих знакомых есть телефоны продюсеров, которые дадут ей роль, то она не против. Что она на все готова! Повторю, это уже была не шутка. Но, конечно же, никакой статистики по этому вопросу нет. Я учился во ВГИКе, у меня много знакомых актрис и режиссеров, но в общении с ними эта "скользкая" тема, надо признать, возникает вообще редко. Но не потому, что для отечественного кинобизнеса этот вопрос не актуален, а потому, что эта тема еще в стигме молчания. Сейчас идет эта волна откровений по поводу Вайнштейна, даже Екатерина Мцитуридзе, оказывается, стала его жертвой. Посмотрим, может, ее пример вдохновит кого-то рассказать про домогательства и российских киномагнатов. Ведь эти случаи были – так устроен мир, увы. И если виновные найдутся, то и они должны быть наказаны.