Подводим итоги уходящего года, перетряхивая самые крутые фильмы, вышедшие в 2024-м. Перед вами крепкая десятка картин, гарантирующих наслаждение киноманам, синефилам и простым зрителям.
Мыльная опера, высокая трагедия и криминальный триллер с песнями и танцами. «Просто Мария» и «Макбет» в одном флаконе. Режиссер Жак Одиар снял совершенно неожиданный, ломающий все рамки фильм, в котором мексиканско-шекспировские страсти упаковал в формат мюзикла. На выходе получилась невообразимая история о кровавом наркобароне, который захотел изменить внешность и жизнь. Помогла ему в этом талантливая юристка-перфекционистка, навсегда перекроившая и свою собственную судьбу. Фильм сбивает с ног буйной, сочной энергией. Актрисы «Эмилии Перес» не зря получили общую награду в Каннах. Невозможно выбрать, кто из них лучше: великолепная ухоженная львица Карла Гаскон, отчаявшаяся, но не потерявшая вкуса к жизни Селена Гомес или идеальная, гневная, хрупкая Зои Салдана.
Зловещий, похожий на сон процедурал о поисках странного убийцы выходил с широкой рекламной поддержкой и пугал еще до выхода. В итоге вирусная реклама сформировала завышенные ожидания и лишила зрителей чистоты восприятия. Но теперь, когда нет лишнего шума вокруг фильма, можно спокойно погрузиться в затягивающий с головой и даже какой-то уютный кошмар, в котором нервная сотрудница ФБР идет по путаному следу жуткого сатаниста в обличье белого клоуна. В главных ролях заняты две хоррор-легенды – Майка Монро и Николас Кейдж. Где-то рядом топчется призрак жуткого киноманьяка Нормана Бейтса из хичкоковского «Психо». Сыгравший его Энтони Перкинс – отец режиссера Осгуда Перкинса.
Довольно прямолинейная, зато подарившая человечеству ворох мемов черная комедия Корали Фаржа уже появилась в отечественных онлайн-кинотеатрах, так что не осталось никаких поводов откладывать просмотр. По сюжету вышедшая в тираж звезда экрана вкалывает себе некую субстанцию. После этого из нее вылезает девица идеальной наружности, которая медленно, но верно прибирает к рукам ее жизнь.
«Субстанция» не говорит ничего нового про подгнивающий шоубиз и сладострастный мэйл гейз (за него блестяще отдувается Деннис Куэйд). Зато фильм содержит великую и откровенную сцену дейтфобии. Героиня Деми Мур собирается на свидание с бывшим одноклассником, но не может заставить себя выйти за дверь. Невероятно точно, страшно и смешно одновременно исполнены этапы неприятия себя: от неуверенности до ненависти.
Фильм о любовном треугольнике с Зендаей и ее двумя мушкетерами – веселое и возбуждающее зрелище. От Зендаи с ее угрюмым киногеничным обаянием не оторвать взгляд. Но возможно, лучшие сцены – те, где Майк Фейст и Джош О’Коннор, играющие друзей-теннисистов, остаются вдвоем. И возможно, лучшие сцены, когда никто ничего не говорит, зато слышно, как нервно пульсирует музыкальная тема Трента Резнора и Аттикуса Росса. Секс – это спорт, подсказывает Лука Гуаданьино, а спорт с хорошим партнером лучше, чем секс.
Хотя «Анору» снял американец Шон Бейкер, фильм называют чуть ли не главной русской картиной года. Такую мощную энергию привнесли Юра Борисов, Марк Эйдельштейн, Алексей Серебряков и Дарья Екамасова в драмеди о девице из Бруклина, повстречавшей кудрявого российского принца. Принц, а точнее сын олигарха, прожигающий родительские денежки в Америке, и танцовщица легкого поведения неожиданно для себя сочетаются браком. Но сказка быстро заканчивается. Сложно устоять перед обаянием этой эксцентричной комедии с беготней по кабакам, шумом, гамом, невероятным, внимательным взглядом Юры Борисова и горько-сладкими финальными объятиями под почти русским снежком.
Красивая и драматичная лента с изумительным дуэтом Евгения Цыганова и Юлии Снигирь вольно обращается с текстом Михаила Булгакова, но зато конструирует свой собственный мир. Из этого мира исчезают из квартир люди (и об этом только шепотом); Москва предстает в футуристической красе, хоть и раскопанная вдоль и поперек; доносы пишут не только номенклатурные работники, но и друзья; Воланд оказывается заезжим иностранцем, а любовь по-прежнему побеждает смерть. Вселенная Михаила Локшина такая же многомерная, как легендарный роман. Хотя насыщенную смыслами библейскую часть сократили до минимума, зато московскую часть истории словно открыли заново.
«Падение империи» – свой вариант «Апокалипсиса сегодня» от Алекса Гарленда с выдающейся Кирстен Данст в главной роли. Ее героиня Ли, военный фотокорреспондент, фиксирует все, что видит, и прикрывается профессионализмом, как щитом. Но броня холодной отстраненности будет пробита, и из Ли хлынут горькие рыдания. С одной стороны, это пронзительное роуд-муви зажимает в тисках морального выбора, с другой – дает право его самостоятельно сделать.
Николас Холт выступает в одной из самых сильных своих ролей и играет человека, на месте которого так легко себя почувствовать. Его героя – алкоголика в четырехлетней завязке и в скором времени молодого отца – призывают в суд в качестве присяжного. Во время процесса мужчина понимает, что возможный виновный – не подозреваемый, а он сам. В напряженной судебной драме умный Клинт Иствуд размышляет о вопросах морали и совести не меньше, чем о пробелах американской судебной системы. А главная мысль, как всегда, гуманистическая: никто не должен определяться своими ошибками.
Строго говоря, «Каникулы» сняты и впервые показаны на фестивале «Маяк» аж два года назад. Но в прокат дебютное кино Анны Кузнецовой вышло только этой осенью. История закручивается вокруг школьного театрального кружка, который отправляется на конкурс в Сочи. В качестве сопровождающих – застегнутая на все пуговицы завуч Мария Генриховна (Полина Кутепова) и инфантильная руководительница студии Татьяна (Дарья Савельева). Первая похожа на Мэри Поппинс, вторая – на Питера Пэна, их дуэт – ядро фильма. За короткое каникулярное время все участники поездки почувствуют кратковременный острый укол в сердце и поймут, что живы именно сейчас.
Римский папа умер. Кардиналы собираются, чтобы выбрать нового. В коридорах Ватикана раздаются шепотки: у многих прибывших имеются свои интересы. Руководит процедурой кардинал Лоуренс. Невероятно, но факт: «Конклав», который издалека выглядел скучноватой личностной драмой о муках выбора, получился идеальным развлекательным кино, захватывающим и ироничным. А Рэйф Файнс, Стэнли Туччи, Джон Литгоу и Изабелла Росселлини максимально использовали свои актерские силы.