Александр Бутов,
доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, автор более 100 книг и статей по истории и теории педагогики
Сегодня мы с вами поговорим об удивительном месте, которое располагается на севере столицы. Это место всем хорошо известно – ВДНХ, выставка достижений народного хозяйства. Уникальный исторический выставочный парковый комплекс, который имеет свою интересную историю и который является действительно, наверное, одним из самых любимых мест отдыха жителей Москвы и ее гостей.
С чего все начиналось
Идея проведения выставок, больших всероссийских, всемирных, конечно же, родилась раньше, чем была основана ВДНХ, или, как она раньше называлась, ВСНХ – Всероссийская сельскохозяйственная выставка. Такие мероприятия устраивались еще в XVIII веке, в эпоху Просвещения, в Англии, во Франции, а в России появились только в период правления императора Александра I. Далее, уже при Николае I, в 1820-х годах, началась промышленная революция, и было интересно представить соответствующие достижения нашей страны.
Эти выставки назывались художественно-промышленными, здесь показывались достижения в области кустарно-ремесленного производства, затем промышленного производства. Они были связаны с крупными ярмарками, в частности с Нижегородской. А в Москве они проходили на Ходынском поле. Павильоны, конечно, были временные.
Как города проведения глобальных выставок прославились Лондон и Париж – тогдашние центры европейской культуры и цивилизации. Идею проведения выставки достижений подхватили большевики, которые первое такое мероприятие провели еще в 1923 году в Парке культуры и отдыха имени Горького, а выставка, которая уже именовалась ВСНХ или ВДНХ, должна была проходить на новом, более масштабном, более значительном месте.
Выбор места
Идея выставки была основана на том, что к 20-летию советской власти, а именно к 1937 году, нужно было идеологически правильно показать ее достижения. Тогда усиливалась сталинская идеология, и это было очень актуальным начинанием. Шла проработка концепции выставочного центра, и сперва эту выставку как сельскохозяйственную хотели открыть в районе Тимирязевской академии. Там позволяло место, но была достаточно неудобная локация с точки зрения пересечения трасс. Тогда решили перенести выставку на большую, практически пустовавшую территорию по соседству со знаменитым шереметьевским Останкинским усадебным комплексом.
Общая площадь территории превышала 300 гектаров, и, соответственно, считалось, что здесь можно развернуть роскошный экспозиционный центр. Задание на проектирование после победы в конкурсе получил известный архитектор Олтаржевский, который построил, в частности, гостиницу «Украина» в Москве около Киевского вокзала (это, правда, было несколько позже). Он разработал план весьма интересный, но отличающийся от нынешнего. Естественно, реализация такого проекта заняла не один год, и, когда строительство началось, оказалось, что уже наступил 1937-й. А это был год, связанный с определенными политическими событиями, и многие представители Наркомзема, то есть министерства, скажем так, сельского хозяйства, оказались репрессированными… Попал в эту волну и архитектор Олтаржевский причем его винили за то, что слишком медленно движутся работы, искали какой-то скрытый негативный мотив. Без руководства автора проекта работы стали двигаться еще медленнее, и начал пересматриваться план вообще.
По первоначальному плану – идеальному, который был заложен, – основным входом был не тот, который сейчас, а северный. Современный вход, южный, открылся в послевоенное время, а основной вход был северный, и, соответственно, там имелся выход на центральный павильон. Предполагалось, что на центральной оси будут находиться три основных площади.
Первая – это так называемая площадь, которая была связана с непосредственно колхозной деятельностью. Она располагалась за центральным павильоном, и вокруг нее находились различные национальные павильоны. Каждый павильон строился с учетом своей культурной стилистики, а рядом были даже растения высажены, которые соответствуют, с поправкой на столичный климат, природной зоне той или иной республики.
А дальше располагалась вторая площадь, где сейчас установлены ракеты и самолеты, перед главным павильоном – вторым по значению. Это был павильон механизации. Собственно, там планировалась скульптура Сталина. И вот там вокруг располагались различные отраслевые павильоны. То есть принцип был такой: сперва – достижения коллективизации, колхоза, а потом – успехи индустриализации. И павильон «Космос» – это собственно перестроенный павильон, который изначально предполагался под реализацию вот этой вот машиностроительно-механизированной задачи. Такова общая концепция.
И дальше уже третья площадь шла к прудам – гирлянда прудов являлась частью усадьбы «Останкино». И здесь идея подлежала пересмотру: павильоны довоенного времени были возведены в стиле ар-деко, потом они перестраиваются. Интересно, что еще один фактор, который повлиял на работу выставки, – это, конечно, то, что из-за усиления идеологии сходила на нет востребованность архитектуры ар-деко. То есть международный стиль, который, в общем-то, господствовал в России до Второй мировой войны, уже заменяется так называемым сталинским ампиром.
Первые годы и десятилетия
Выставка открылась все-таки до войны – 1 августа 1939 года. Продолжалась она почти три месяца, посетили ее, по одним данным, 3,5 миллиона человек за это время, по другим данным – 5 миллионов. Каждый год до начала Великой Отечественной она открывалась на несколько месяцев и активно действовала.
В период войны, конечно, мероприятие было, скажем так, перепрофилировано по другим задачам. А в послевоенный период приняли решение восстановить замечательную выставку. Начинаются опять серьезные работы по ее перестройке, модернизации. Эти работы идут с 1948 по 1954 год, а современное название выставки – ВДНХ – ей было дано в 1958-м. Кстати, интересно, что мы бы могли не сохранить комплекс ВДНХ, потому что советскому руководству во главе с Хрущевым пришла идея провести всемирную выставку в Москве, ведь это было престижно. Где провести? На ВДНХ, разумеется. Но ее павильоны к тому времени устарели, они не смогли бы выдержать такую колоссальную нагрузку – всемирную экспозицию. Поэтому решили их снести и перестроить, но, слава богу, этого не произошло, и Всемирная выставка 1967 года прошла в Монреале. Зато на ВДНХ потом приехал наш монреальский павильон, который мы выстроили в канадском городе для участия в этой выставке.
Знаменитые «Рабочий и колхозница»
Выдающееся художественное достижение ВДНХ – знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной, известнейшего скульптора. Эта композиция украшала павильон СССР на Международной выставке в Париже в довоенном 1937-м. Наш павильон был как раз напротив немецкого. В общем-то, эти два павильона конкурировали друг с другом по воздействию на сознание окружающих. И потом статую привезли и установили перед северным входом, но на более низком, десятиметровом постаменте, затем перенесли… Сейчас, слава богу, ее отреставрировали и установили на павильоне точно таком же, какой был в Париже. А возле главного входа нас с вами встречает пятипролетная арка уже послевоенной постройки, и над этой аркой стоит скульптура «Тракторист и колхозница», созданная под влиянием мухинской и отражающая сельскохозяйственную направленность выставки.
Многоформатность и уникальное соседство
Уже в 1960-е годы ВДНХ, оправдывая название, становится не только сельскохозяйственной. И второй момент: она перестает рассматриваться по принципу различных республик, то есть предстает в полиотраслевом варианте. Чем интересна столь замечательная выставка? Это крупный культурно-развлекательный, информационный, досуговый центр. И он характеризуется рядом особенностей. Прежде всего, это одно из самых высоких мест Москвы. Собственно, ВДНХ расположили на территории, которая насчитывает огромное количество высотных даже по меркам конца ХХ века конструкций, причем именно шпилеобразной формы, и многие из них находятся именно вблизи выставки, хотя не имеют отношения к ней.
Например, это Останкинская башня – уникальное инженерно-архитектурное сооружение, которое было построено в 1960-е как самое высокое в мире. Только через несколько лет его превзошла башня, которую мы можем наблюдать в канадском Торонто, но там небольшое превышение было. Вообще инженер Никитин, который проектировал и строил Останкинскую телебашню, разработал проект небоскреба высотой 4 километра! И только безвременная кончина этого выдающегося специалиста помешала реализовать столь грандиозный проект, а ведь им заинтересовались японцы…
Здесь же, в Останкинском районе Москвы, мы видим обелиск «Покорителям космоса». Это тоже знаковый культурно-исторический объект. Высота его 107 метров, а внизу располагается музей космической тематики. Рядом, немного ближе к северному входу ВДНХ, находится коттедж Сергея Королева – знаменитого генерального конструктора-ракетостроителя, где он, собственно, жил.
Если мы чуть глубже заглянем в историю, то обнаружим, что не так далеко от ВДНХ располагается знаменитый Миллионный мост. Это так называемый Ростокинский акведук – собственно говоря, водопровод, по которому из Мытищ шла чистая вода во времена Екатерины II.
Cтоимость этого акведука невероятно изумила императрицу Екатерину. В России на самом деле таких сооружений практически не строили, это было в какой-то мере подражание Древнему Риму. Из-за огромной сметы за проектом закрепилось название Миллионный мост, так как сумма приближалась к миллиону рублей. Затея обеспечить Москву чистой водой вылилась в копеечку!
Здесь же располагается, напротив фактически, еще два интересных здания. Первое – здание «на курьих ножках». В столице, кстати, есть несколько таких «сказочных» домов, но на ВДНХ самый высокий. Он экспериментальный, естественно, был и демонстрировал возможности российской технологии строительства зданий 24–25 этажей высотой. А рядом находится второй примечательный объект – гостиница «Космос», тоже своего рода достижение советской эпохи, потому что это здание строилось к Олимпиаде-1980 как высотный отель, один из самых больших в Европе для своего времени.
От 1990-х до наших дней
ВДНХ пережила бурный период в 1990-е годы. Она превратилась во Всероссийский выставочный центр, ее пространство было заполнено торговлей, некоторые павильоны не сохранились, с ними, в общем-то, обращались варварски. Появились здания, которые не имеют отношения к этому замечательному архитектурному ансамблю, расцвел самострой, на прудах даже появился частный дворец. Территория была знаковая, зеленая, посещаемая, поэтому новоявленные бизнесмены в погоне за покупателями и прибылью делали кто во что горазд. Но с течением времени все-таки все вернулось на круги своя: ВДНХ снова была передана под попечение города Москвы с 2013 года и практически вся восстановлена.
Недавно здесь запустили аттракцион «Солнце Москвы». Это колесо обозрения высотой 140 метров, крупнейшее в Европе. ВДНХ имеет очень развитую досуговую инфраструктуру, поэтому я рекомендую обязательно посетить это замечательное место, где, я думаю, каждый найдет интересующие его достопримечательности и действительно сможет интеллектуально и душевно отдохнуть.