Пока Госдума рассматривает предложение запретить прокат иностранных фильмов в качестве ответных санкций США и Евросоюзу, мы советуем вам не грустить, а вспомнить о том, что и нашему отечественному кинематографу есть, чем похвастаться. Перед вами как минимум 6 российских режиссеров, которых можно найти в учебниках истории мирового кинематографа, причем не на последних страницах.
Режиссер: Сергей Эйзенштейн
Не каждый россиянин вспомнит сегодня, какими событиями остался в истории 1925 год. А картину, датированную этим годом, – завидуй, Голливуд! – знает каждый. Речь, конечно, о немом фильме Сергея Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”», ставшем обязательным к упоминанию во всех списках, рейтингах лучших киношедевров. Но это не единственная картина Эйзенштейна, обеспечившая мастеру бессмертие. Например, в 1938 году вышел на экраны «Александр Невский», включенный по опросу киноведов мира (проведен в 1978-м) в сотню лучших фильмов всех времен и народов. В этом году внимание мирового зрителя снова направлено на великого режиссера. Дело в том, что в феврале на Берлинском кинофестивале состоялась премьера картины Питера Гринуэйя под названием «Эйзенштейн в Гуанахуато». И в этот раз в кадре окажется сам режиссер.
Режиссер: Георгий Васильев, Сергей Васильев
В сотне лучших фильмов по мнению киноведов (1978) нашлось место и приключенческой картине «Чапаев» о знаменитом герое гражданской войны. Не всегда мнение критиков совпадает с выбором зрителей, но в данном случае картина получила единогласное признание и заполненные залы на несколько лет непрерывных показов. Более того, «Чапаев», открывший первый Московский международный кинофестиваль в 1935 году, был высоко оценен жюри, возглавлял которое упомянутый выше великий Сергей Эйзенштейн. А Национальный совет кинокритиков США присудил «Чапаеву» премию «Лучший фильм на иностранном языке»!
Режиссер: Марк Донской
Сложно сказать, знают ли сегодня картину Марка Донского «Радуга» российские зрители без киноведческого образования, но заокеанские вряд ли. Однако фильм достоин упоминания в данном обзоре и обязателен к просмотру всем, кто интересуется кино. В 1944 году картина о стойкой партизанке, попавшей в плен, получила главный приз Ассоциации кинокритиков США, а газета Daily News присудила драме премию за лучший иностранный фильм в американском прокате. Говорят, если бы тогда премия «Оскар» имела номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» (ввели в 1947 г.), то приз был бы взят.
Режиссер: Сергей Бондарчук
Толстой, скажем ультрасовременным языком, – бренд России на все времена и в любых ситуациях. И даже в борьбе за премию «Оскар». Экранизация романа «Война и мир», созданная Бондарчуком, оказалась настолько пронзительной, понятной, масштабной и, конечно, высокобюджетной (8 млн рублей), что покорились «Золотой глобус» и «Оскар».
Режиссер: Андрей Тарковский
Тарковского знают, смотрят, пытаются понять, проанализировать. Теперь демонстративно любят. Создают необъятных масштабов монумент. Но это сейчас и здесь. А за границей на Тарковского смотрели всегда с интересом. Так «Солярис» (1972), по мнению критиков, открыл в кинематографе дорогу таким фильмам, как «Квинтет» Роберта Олтмана, «Бегущий по лезвию бритвы» Ридли Скотта, «Меланхолия» Ларса фон Триера. Не забудем забывать и про одноименный фильм Содерберга, создававшийся во многом как ремейк картины Тарковского, но в результате ставший лишь оболочкой от глубокого содержания оригинала. Стоит сказать и несколько слов про фильм «Сталкер» (1979). В 2012 году в Америке увидела свет книга эссеиста и прозаика Джеффа Дайера «Зона», где автор сначала покадрово, потом в свободном потоке разбирает «Сталкера», вкрапляя собственные ощущения, воспоминания, переживания. Все это еще раз подтверждает: страницу Тарковского перелистывать в прошлое будет рано всегда.
Режиссер: Владимир Бортко
Шариковы и Швондеры, увы, не теряют свою актуальность и сегодня, профессоров Преображенских, кажется, почти совсем не осталось, а «разруха в головах» в 2015-м стоит не менее ужасная, чем в 1917-м (боже вас сохрани, не читайте до обеда «российских» газет и не смотрите телевизор, можем мы добавить от себя). Поэтому мы не можем не упомянуть одну из лучших экранизаций повести Булгакова «Собачье сердце», вышедшую на экраны в 1988 году. Наши кинокритики, грозясь оторвать режиссеру руки, разбили ленту, премьера которой состоялась на Центральном телевидении, в пух и прах, а вот западные зрители, напротив, аплодировали стоя. Картина, нарочито снятая в черно-белых тонах (включая копию, тонированную под сепию), собрала награды в Италии, Польше и Болгарии, а два года спустя после премьерного показа была признана наконец и на родине: отмечена нашим «Оскаром» – почетной Госпремией.
Режиссер: Тимур Бекмамбетов
После списка признанных, великих и проверенных временем режиссеров и их творений придется сделать поворот в сторону – к современному мейнстриму. Речь о картине Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор». Конечно, говоря о современных достижениях, можно было бы сказать о работах Звягинцева, Сакурова… Но «Ночной дозор» стал неким прорывом, выйдя на экраны кинотеатров Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско. И пусть в Большом Яблоке был задействован лишь один кинотеатр. Но ньюйоркцы, простые зрители, любящие, интересующиеся кино, увидели, обсудили… и удивились, что в России что-то любопытное, причем в жанре триллера, все-таки снимают.
Посмотреть комментарии
Хорошие фильмы. Любопытно посмотреть на Эйзенштейна Гринуэя.