В Сети приобрела большую популярность акция, проходящая под хештегом #янебоюсьсказать#, в рамках которой женщины рассказывают о пережитом сексуальном и психологическом насилии. Дискуссии вокруг этой темы становятся все масштабнее и приобретают самые разные формы. Мы же сделали подборку фильмов, героини которых однозначно реагируют на совершенное над ними насилие: они мстят обидчикам.

«Догвилль»

В крохотном городке Догвилль, в который упирается дорога, не имеющая продолжения, появляется незнакомка Грейс (Николь Кидман), скрывающаяся от гангстеров. Жители города соглашаются скрыть у себя девушку, но с двухнедельным испытательным сроком, за время которого Грейс успевает всех очаровать. Она старательно работает в каждом доме Догвилля, но от прекрасной беглянки начинают требовать все больше и больше усилий. В один момент жители словно срывают свои маски и превращают Грейс в рабыню.

Фильм Ларса фон Триера – это не линейная последовательность «изнасилование – месть», здесь трактовок гораздо больше. Это история про жертвенность, про то, какую бесчеловечность можно обнаружить внутри нас самих, про маски, которые мы носим, и про высочайшей пробы снобизм.

«Она»

Фильм «Она» Пола Верховена с Изабель Юппер, один из бриллиантов недавнего Каннского кинофестиваля, на экраны российских кинотеатров выйдет только осенью, но сделать заметку «пойти обязательно» стоит уже сейчас.

В дом немолодой, но все еще привлекательной дамы Мишель (Юппер), и без того имеющей массу проблем в жизни, проникает некто в закрытом костюме и насилует ее. Мишель намерена отомстить насильнику, но сначала нужно разобраться – кто он из ее окружения…

«Девушка с татуировкой дракона»

Журналиста Микаэля Блумквиста приглашают провести расследование, связанное с загадочным исчезновением племянницы богатого и могущественного человека. Блумквисту помогает технически подкованная девушка Лисбет.

Обе экранизации детективного романа Стига Ларссона (и Нильса Оплева, и Дэвида Финчера) про расследование преступления с истекшим сроком давности по-своему хороши. В первой, скандинавской версии Лисбет Саландер, социопатку, неформалку, хакершу с кучей детских травм, играет жесткая Нуми Рапас, в финчеровской версии – хрупкая Руни Мара. В обеих картинах и насилие – страшное, и месть – ужасающая.

«Убить Билла»

На скромную поселковую свадьбу врывается банда убийц и не оставляет в живых почти никого. Одна лишь невеста впадает в глубокую кому, чтобы через четыре года выйти из нее и уничтожить всех, устроивших кровавую бойню.

Четвертый фильм Квентина Тарантино – кровавая сказка про месть, постмодернистская комедия, во время которой могут вдруг ливануть слезы. Кино стало визитной карточкой Умы Турман, а ее Черная Мамба с соломенными волосами, красивыми ступнями и самурайским мечом – символом мстительницы.

«Госпожа Кровавый Снег»

Фильм 1973 года Тошия Фудзита стал главным источником вдохновения для Квентина Тарантино, придумывавшего «Убить Билла».

Бандиты убивают мужа и сына женщины по имени Сае Кашима, а саму Сае оставляют для любовных утех. Сае убивает одного негодяя и готовится к мести остальным, но попадает в тюрьму. В заключении женщина продумывает другой план отмщения: забеременев от всех надзирателей подряд, она рожает Юки, девочку для мести. Будет очень красиво, снежно и кроваво. Главную музыкальную тему «Госпожи Кровавый Снег» Тарантино перенесет в «Убить Билла», а героиня Люси Лью со смаком процитирует героиню японской ленты.

«Тельма и Луиза»

Феминистская классика 1991 года про двух подруг, отправившихся в путешествие, неожиданно ставшее лучшим и последним в их жизни.

Луиза (Сьюзан Сарандон) и ее подруга Тельма (Джина Дэвис) сбегают: одна – от надоевшей работы официанткой, другая – от капризного мужа, – в короткую поездку. В одном из баров Тельму чуть не насилует местный наглый выпивоха, но самозащита ничем хорошим для девушек не заканчивается…

Игривый побег перерастает в погоню с полицейскими вертолетами, а кухонный бунт превратится в опасную для жизни авантюру.

«Обвиняемые»

Основанный на реальной истории группового изнасилования фильм Джонатана Каплана (1988 год) подарил Джоди Фостер ее первый «Оскар».

Вечером в баре подвыпившие мужчины, подзадоривая друг друга, набросились на столь же подвыпившую женщину Сару (Фостер). Она сопротивлялась и кричала, но публика лишь кричала «давай!». Нескольких мужчин в итоге приговорили лишь к небольшому сроку за хулиганство, ведь жертва якобы сама спровоцировала их на такое поведение… Фильм препарирует дичайший и почему-то еще актуальный вывод о том, что короткая юбка – это заявка на секс.