Если в течение года вы не успевали следить за новинками кинематографа, сейчас самое время воcполнить пробелы. В этом обзоре – десятка самых обсуждаемых фильмов, которые нам показали в уходящем году.

«Левиафан»

Фильм Андрея Звягинцева разделил зрителей на две категории. Одним фильм не понравился из-за всеобщей беспросветности и грустного финала. Вторые увлеклись расшифровкой метафор о российской жизни. Да, история про слесаря Николая, который противостоит нечистому на руку мэру, задумавшему изъять его землю и разрушить его дом, получилась невеселая.

Что ж, выход маленького человека против машины государства редко заканчивается благополучно, и это известно не только по художественным произведениям. Теперь, когда ажиотаж вокруг «Левиафана» немного спал, можно посмотреть фильм более трезвым взглядом.

«Пятьдесят оттенков серого»

Страсть, боль, власть, зависимость, любовь – в фильме можно было сделать коктейль из этих ингредиентов, поджечь и выпить залпом. Увы, историю отношений доминанта Кристиана Грея и нежной Анастейши Стил преподнесли в гораздо более разведенном виде. С другой стороны, можно понять, как зритель изменился: если бы «Оттенки» показали нам в 80-х, то у фильма был бы шанс стать таким же культовым, как «9 ½ недель».

«Kingsman: Секретная служба»

Высококлассный британский боевик про сумасбродного юношу Эггси, который проходит подготовку в спецагентуру. Эггси опекает друг его погибшего отца, идеальный джентльмен в исполнении неотразимого Колина Ферта. Несмотря на обилие штампов (какой шпионский боевик обойдется без штампов!), фильм получился вдохновенным и ироничным.

«Безумный Макс: Дорога ярости»

Мрачный Макс Рокатански (Том Харди) и однорукая военачальница Фуриоса (Шарлиз Терон) бегут от тирана Несмертного Джо, прихватив его любимых жен… «What a lovely day!» – восклицал психопатический воин армии Несмертного Джо. Тот день стал чудесным для всех участников этой гигантской погони, растянувшейся на весь фильм.

Это зрелище, которое нужно смотреть на самом большом экране, к которому есть доступ. Это постапокалиптический балет под аккомпанемент безумного гитариста с гитарой-огнеметом.

«Марсианин»

Во время марсианской миссии инженер и биолог Марк Уотни (одна из лучших ролей Мэтта Дэймона) вынужден был остаться на Марсе в одиночестве. Надеясь на помощь, он пытается делать все возможное, чтобы выжить.

Фильмы про космос нередко отдают занудством с философским подтекстом: красивые виды, под которые хорошо засыпать, думая о чем-то большом и прекрасном. В «Марсианине» нет ни капли нравоучительной скуки, только искренняя любовь к жизни и отличный юмор.

«Дикая»

Монолог Риз Уизерспун, героиня которой в одиночку преодолевает сложный горный маршрут. Как исцелиться от душевных страданий, как следует подумать, заняться поисками самой себя? Девушка Шерил считает, что длинный утомительный поход – то, что нужно. Несмотря на безрассудство этого мероприятия, она приходит к нужной цели.

У фильма был риск взять наставительный тон: иди, ищи себя, преодолей, да воздастся… Однако этого удалось избежать. Более того, создается ощущение, что мы идем этот путь вместе с Риз: в синяках и ссадинах, с неподъемным рюкзаком, изнывая от жажды, примиряясь с прошлым.

«Агенты А.Н.К.Л.»

Эффектный союз двух первоклассных агентов разведки в атмосфере глянцевых 60-х. Американский шпион Наполеон Соло и советский агент Илья Курякин ведут сдержанную дуэль в рамках общего задания: им нужно обезвредить организацию, занимающуюся созданием ядерной бомбы…

В картине нет ни намека на политику, зато есть зрелищное собрание символов эпохи: элегантные костюмы, ретроавтомобили, фотоаппараты, мотороллеры… В общем, та же «Оттепель», только в стиле шпионского боевика.

«Молодость»

Фильм Паоло Соррентино про размышления в финале жизни о молодости, красоте и самой жизни. Главный герой, композитор и дирижер (Майкл Кейн), демонстрирует, что в старости человек не зациклен на смерти и не устремлен в прошлое, он здесь и сейчас. В этом почти открыточном фильме на фоне швейцарских Альп мешается высокое и низкое, соседствуют разговоры о мочеиспускании и прекрасная музыка, напоминая, что в жизни все это рядом…

«Багровый пик»

Очень красивое, очень атмосферное кино, готический хоррор с элементами мелодрамы. Юная американская писательница выходит замуж за британца, который увозит ее в свое родовое гнездо. В исключительной красоты старинном особняке разворачивается довольно предсказуемая история с призраками. Главное в «Багровом пике» – визуальный ряд, от которого идут мурашки, и две лучшие актрисы своих поколений: Миа Васиковски и Джессика Честейн.

«007: Спектр»

Кино про Бонда – это классика, уже давно идеально выведенная формула. Двадцать четвертый фильм бондианы ровно такой, какой мы ждали: элегантный, выверенный, с остроумными шутками на тему самой же бондианы, с красивой Моникой Беллуччи и с Леа Сейду, героиню которой зовут по-прустовски: Мадлен Сванн.