Сегодня кошачья тема не отпускает социальные сети. Картинки с милыми котиками повсюду. Все фотографируют питомцев, ставят картинкам like и пересылают друзьям. Эпидемия? Весна! Разбавим кошачий фотобеспредел картинами великих мастеров, где также замечены усато-полосатые.
«Поклонение волхвов» (1598–1600)
Художник: Ян Брейгель Старший
Ян Брейгель Старший, получивший за особенную манеру письма прозвище Бархатный, вслед за отцом Питером Брейгелем Старшим и другими великими мастерами, среди которых Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Франс Франкен II, обратился к библейскому сюжету и создал собственное видение «Поклонения волхвов». Конечно, это уменьшенное повторение картины отца – Питера Брейгеля Старшего, но есть отличия. Ян Брейгель Старший окружает сцену поклонения волхвов младенцу Иисусу реалистичными деталями, создающими ощущение домашнего уюта. Так, на картине изображены не только гости, пришедшие издалека, но и собаки, птицы… На крыше расположился петух. А из окна чердака на происходящее внизу с любопытством смотрит кот.
«Крестьянка с кошкой» (1640-е)
Художник: Давид Рейкарт III
Фламандский художник Давид Рейкарт III был не прочь пошутить и на холсте. Бытовые сюжеты на его полотнах приобретали веселый, забавный характер. Следуя по стопам другого мастера бытового направления – Адриана Браувера, Давид Рейкарт III создал парные картины – «Крестьянин с собакой» и «Крестьянка с кошкой». Мужчина на картине дрессирует собаку, явно командуя ей «сидеть». Крестьянка же, запеленав кота, как ребенка, кормит его с ложки.
«Враги» (1854)
Художник: Жозеф Стевенс
Бельгийский художник Жозеф Стевенс изобразил конфликт, сквозь века объединяющий кошек и собак. Да, именно объединяющий. И выражение, подтверждающее союз, есть – «живут как кошка с собакой». Эмоции нарастают, конфликт разгорается… И мы точно знаем, что через секунду будет погоня, сметающая все на своем пути. Возможно, кому-то чуть позже за хулиганство и тростью попадет. Но, конечно, не коту.
«Мистер и миссис Кларк и Перси» (1970–1971)
Художник: Дэвид Хокни
Говорят, мастер поп-арта Дэвид Хокни, некогда переехав из консервативной Англии в ищущую себя Америку, теперь, шагая в ногу со временем, снова обратил внимание на старушку Европу и отказался от красок в пользу новых технологий – творит с помощью IPad. Его двойной портрет «Мистер и миссис Кларк и Перси» был признан британцами одним из десяти лучших произведений искусства. Хокни изобразил своих друзей – художника-модельера Ози Кларка, сидящего с белым котом Перси на коленях, и его жену Силию Бертуэл. Мастер создавал картину, работая как с натуры, так и по фото, уделяя особое внимание освещению и деталям – телефону, вазе, лампе. Что еще раз подчеркивает мысль художника о том, что живопись важнее фотографии. И только автор имеет право расставлять акценты на полотне.
«Проснувшаяся стыдливость» (1853)
Художник: Уильям Холман Хант
Сегодня так много вокруг импрессионистов: о них говорят, снимают фильмы и пишут новые и новые книги, открывая яркие подробности, важные и не очень детали из их жизни и творчества… Складывается ощущение, что до них живописи просто не было. Однако это, конечно же, не так. Не будем уходить вглубь веков, а буквально оглянемся на мгновение до импрессионистов. А там пишет страницу в истории живописи братство прерафаэлитов. Одним из основателей братства был и автор интересной нам картины «Проснувшейся стыдливости» Уильям Хант. «Проснувшаяся стыдливость» – картина, позволяющая нам заглянуть в комнату, где встретились богатый мужчина и женщина, живущая за его счет. Как это знакомо, не правда ли? Художник ненавязчиво выражает собственное критическое отношение к происходящему. А весь подтекст таится в деталях. Интерьер комнаты подсказывает, что необжитое помещение арендовано специально для встреч. За окном видна осень – накал страстей прошел, и девушке уже не так радостно ее неловкое положение. На полу заметна партитура романса «Бесполезные слезы». Но главная подсказка зрителю о недолговечности отношений и, как ни странно, оптимистичном финале этой пары – это расположившийся в левом углу картины кот, только что упустивший из лап птицу.
«Женщина за чтением» (1965)
Художник: Уилл Барнет
Можно сказать по-семейному. Жена Елена читает книгу, любимый кот расположился поверх, а за холстом фиксирует происходящее художник. Уилл Барнет, ставший одним из ведущих живописцев Америки, лаконичен в цвете, композиции, искусно лавирует между абстракцией и реализмом, создавая нечто спокойное, ровное и стоящее на шаг ближе к дизайну, чем к классической живописи.
«Семья президента» (1967)
Художник: Фернандо Ботеро
Колумбиец Фернандо Ботеро сам себя называет «самым колумбийским из колумбийских художников». И в этом просматривается самоирония. Как и в его картинах. Он отдает предпочтение фигуративизму и китчу. Но это признанный и высоко оцененный китч. Так в 1969 году его картина, созданная по проложенной, как оказалось, для многих последователей теме Эдуардом Мане – «Завтрак на траве», была продана на аукционе Sotheby’s за 1 млн долларов. Но вернемся к кошачьей теме. Внимание на картину «Президентская семья». Конечно, это сатира на высшее общество. Причем латиноамериканское. Где принято сыновьям устраивать политическую или военную карьеру. Матерям – носить меха, подчеркивая благосостояние семьи... Но сюжет снова не уникален. Художник пародирует знаменитую картину Франсиско Гойи «Семья Карла IV» (1800) с несколькими вкраплениями из не менее известного полотна – «Менины» Диего Веласкеса, заменив на переднем плане собаку упитанным котом.
Коты повсюду! Супер!
Уилл Барнет - очень красиво!