Начинать всегда сложно даже самым талантливым из нас. Журналист и сценарист Наталья Белюшина постарается доказать это в цикле статей о дебютных ролях знаменитых актеров советского кинематографа, где первым станет Василий Лановой, звезда фильмов «Алые паруса» и «Война и мир».

Наталья Белюшина

Наталья Белюшина,
журналист и сценарист

Когда заходит речь о первых ролях Василия Ланового, вспоминают или Грея из «Алых парусов», или Павку Корчагина из «Как закалялась сталь». И это закономерно: именно на эти фильмы пришелся его первый явный успех. Лановой в зрительском сознании либо принц, либо герой, либо любовник, либо герой-любовник. Пусть комический, как в «Днях Турбиных», но офицер; пусть человек небольшого ума, но аристократ (и опять-таки офицер), как Анатоль из «Войны и мира» или Вронский из «Анны Карениной». И мало кому была так к лицу военная форма.

Василий Лановой

Первый фильм Василия Ланового, «Аттестат зрелости», вышел в 1954 году, то есть съемочный период – пятьдесят третий год – совпал с годом смерти (и отчасти жизни) Сталина. Это было типичное сталинское кино о плодотворном подавлении индивидуальности коллективом. Лановой играл Валентина Листовского, юношу несколько более мечтательного и эгоцентричного, чем его товарищи: он витал в облаках влюбленности, когда прочие вкалывали на субботнике, простодушно просил папу-начальника прислать машину, когда прочие ездили на трамваях, потешался над молодой учительницей, когда все были очень серьезны, забыл оборудовать рабочую комнату, когда одноклассники рвались поработать после уроков на настоящих станках и так далее.

Непримиримые комсомольцы решительно изгнали его из своих рядов, вменив бедняге в вину даже то, что он будто бы считает себя «самым красивым» (хотя, объективно говоря, он и был самым красивым). Его девушка, узнав, что возлюбленного исключили из комсомола, в ужасе убежала. Принц в изгнании осознал, какая это серьезная и страшная сила – коллектив. Раскаялся, переродился, был прощен и к общему удовольствию в полураздавленном виде принят обратно.

Василий Лановой

Сценарий писала Лия Гераскина (по собственной пьесе), и он был основан на реальных событиях. Прототипом киношного Валентина Листовского был Валерий Аграновский, впоследствии известный журналист. Но реальные события были вывернуты наизнанку: на самом деле коллектив объявил бойкот хамоватой учительнице, и Аграновский был исключен из комсомола за то, что был инициатором бойкота. Перед съемками Ланового даже познакомили с Аграновским, чтобы актер знал, кого играет, и использовал его жесты, повадки и манеры. Надо сказать, что дебютант Лановой был в этой роли вполне убедителен; более того — только его персонаж казался достоверным и симпатичным.

Продолжение следует...