Роберт Олтмен – культовый режиссер 70-х. Уникальный, самобытный, он любил разрушать каноны, предлагать зрителям непривычные сюжеты и манеру повествования. Чаще всего в отрицательных отзывах и рецензиях зрителей встречается слово «скучный». И, действительно, жанровая система, способ обращения с сюжетом и ритм действия Олтмена с трудом воспринимается массовым зрителем, поэтому к его стилю нужно привыкнуть. Вспомним лучшие фильмы режиссера.

«Военно-полевой госпиталь», 1969

Культовая антивоенная комедия о врачах передвижного госпиталя в Корее. О людях мирного времени, которые попали на страшную войну и не могут принять происходящее как должное. Они постоянно шутят друг над другом, пытаясь хоть как-то скрасить свое безрадостное существование.

Эта фарсовая и абсурдная комедия о корейской войне принесла молодому режиссеру международное признание: лента получила главную награду Каннского фестиваля и «Оскар» за сценарий

Фильм подходит для первого знакомства с творчеством режиссера. Если необычный стиль вам понравится, то можно смело погружаться в его фильмографию.

«Долгое прощание», 1973

Этот фильм можно считать примером того, как вольно Олтмен обращается с жанровыми канонами. Он бесцеремонно разрушил каноны неонуара 70-х и превратил его во что-то свое. Фильм снят по мотивам детективного романа Рэймонда Чандлера, но как детектив он не воспринимается, у картины слишком сложная сюжетная структура и специфическая атмосфера: ночной Голливуд, смертельно уставший частный детектив, который живет, не зная, зачем. На протяжении всего фильма звучит грустная музыка – романс «Долгое прощание», который исполняют в разных стилях и который вызывает у зрителя непонятную тоску.

«Нэшвилл», 1975

Именно в этом фильме сформировался типично «олтменовский» стиль: обилие персонажей, при этом главных героев нет, отсутствие сюжета, монотонное повествование. Скорее, ленту можно назвать не цельным фильмом, а серией зарисовок об американской провинциальной жизни. И если музыка кантри вам не нравится, наверняка и фильм не произведет впечатления, кантри здесь занимает главное место.

Любопытно, что на протяжении фильма Олтмен иронизирует над кантри и даже местами высмеивает его, особенно тексты, но к концу фильма по-настоящему проникается им. Кульминацией картины становится песня «It don’t worry me» Барбары Харрис, и эта сцена пробирает даже самого сдержанного зрителя до слез.

«Нэшвилл» входит в Национальный реестр фильмов США.

«Винсент и Тео», 1990

Один из лучших фильмов о гениальных художниках и одна из самых ярких ролей Тима Рота.

Красивая, пронзительная, вдохновенная картина о Ван Гоге, которую стоит посмотреть каждому человеку с чувством прекрасного

Роберт Олтмен и в этом фильме разрушил каноны байопика. Он показал нам моменты жизни не только великого художника, но и его брата – самого близкого человека в жизни Ван Гога. Рассказал нам о двух судьбах, неразрывно связанных. Эта лента как живописное полотно говорит с нами на языке образов. Фильм построен на контрастах: серые стены, пыль, грязь и бескрайние пшеничные поля и подсолнухи, залитые солнцем.

«Короткий монтаж», 1993

В этом фильме режиссеру удалось показать десятки разных персонажей со своим внутренним миром, нравами и взглядами. Ленту можно назвать калейдоскопом лиц и событий, приправленных черным юмором.

Трехчасовой фильм не имеет привычного сюжета и главных героев. Скорее, это ироничное полотно о жизни обывателей Лос-Анджелеса, для которых американская мечта стала явью. Зарисовки об их жизни, полной лжи, черствости, малодушия, поиска выгоды. В итоге многомиллионный Лос-Анджелес превращается в одну большую коммуну, в которой все жители связаны невидимыми нитями. А большое землетрясение 1992 года исполняет роль кары господней.

В 2006 году Роберта Олтмена не стало. В этом году умирающий 80-летний режиссер снял свою последнюю картину – фильм «Компаньоны», в котором ничего не происходит, но который затрагивает самые глубокие струны нашей души. Олтмен предчувствовал свою смерть, поэтому привнес в этот фильм много личного. Это ностальгический фильм о старости, грусти по прошлому, уходящем времени. Но главное – это картина о настоящих чувствах, дружбе и любви. Этот фильм стал прекрасным прощанием режиссера. Прощанием, которое не вызывает печаль, а только светлую грусть и понимание того, что жизнь прекрасна и стоит того, чтобы ее прожить.