Картина Ивана Годлевского «Радость жизни» оправдывает свое название – это действительно полное радости, энергии, молодости и счастья полотно. Оно ныне находится в частной коллекции и было приобретено по рекомендации арт-дилера, галериста, коллекционера, искусствоведа, эксперта по русскому искусству ХХ века Владимира Каплунова. Мы встретились с Владимиром, чтобы больше узнать о произведении «Радость жизни» и его авторе.

Визитка мэтра

У художника Ивана Годлевского (1908–1998) была непростая судьба. Выходец из бедной крестьянской семьи, в годы Первой мировой войны он потерял родителей, вместе с братом попал в приют, беспризорничал… В детском доме в Полтаве учителя заметили у юного Ивана незаурядные способности к рисованию и подарили ему этюдник и краски. Окончив Художественно-керамическое училище в Миргороде и Киевский художественный институт, Годлевский уехал в Ленинград, где было, разумеется, больше возможностей совершенствоваться в своем творческом призвании. В 1936 году он стал первокурсником живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Обучение прервала Великая Отечественная война… Годлевский ушел на фронт, за боевые подвиги был удостоен нескольких медалей, а также ордена Красного Знамени, ордена Красной Звезды. Демобилизовался в звании капитана и вернулся в Ленинград.

В 1949 году Годлевский окончил Репинку. Преподавал, работал в индивидуальной мастерской, участвовал в различных выставках, ездил в творческие командировки по стране, особенно много путешествуя по средней полосе России и Русскому Северу. В 1961-м с большим успехом прошла его первая персональная выставка. Она состоялась в Ленинграде – город на Неве на всю жизнь остался любимым местом художника, чудом и страстью сердца, как признавался он сам.

Творческая манера Годлевского вобрала в себя лучшие черты русского и французского реализма и импрессионизма, поэтому неудивительно, что в 1990-е с открытием границ и сменой государственного строя о советском и российском художнике узнали в Париже. Узнали – и полюбили его работы так же, как и на родине. Работы Годлевского высоко ценятся на аукционах живописи. Наследие мэтра хранится в частных коллекциях, представлено в художественных музеях и галереях России и других стран.

Диалог о прекрасном

– Владимир, добрый день. Скажите, пожалуйста, чем обращает на себя внимание картина Годлевского «Радость жизни», чем запоминается специалистам и не только?

– Здравствуйте, Нона. Это мастерски написанная работа! Она показывает радость бытия послевоенного поколения. Свежее дыхание Исаакиевской площади после дождя, великолепная архитектура, зелень парка, блистание Исаакиевского собора… И две потрясающе счастливые фигуры – пара влюбленных!

И. И. Годлевский. Радость жизни. 1954. 117 х 200

– Какой у этого полотна посыл?

– Все хорошо в нашей жизни, все наши мечты исполнятся! Мы – молодое поколение Советского Союза.

– У вас особый интерес, особая любовь к творчеству Годлевского?

– Это неудивительно, ведь я, отвечая на ваши вопросы, сейчас пишу его биографию.

– У «Радости жизни» все хорошо. А есть у Годлевского картины со сложной творческой судьбой?

– В 1980 году Иван Иванович получил заказ от Псковского музея написать портрет Владимира Ильича Ленина. Он решил исполнить этот заказ очень оригинально. Нашел номер гостиницы, в котором жил когда-то Владимир Ильич. Это 217-й номер «Националя», и в нем стояла потрясающая мебель! Взяв эту мебель для интерьера, Годлевский начал работу. Он писал эту картину десять лет, и получилась она у него очень оригинальной. Прекрасный интерьер, под которым подписался бы Ван Гог! Сама фигура Ленина тоже очень выразительна и написана так, как Владимира Ильича не писал никогда и никто.

И. И.  Годлевский. Великий мечтатель. 1980–1990. 200 х 117

– Картина была окончена в переломное для нашей страны время…

– Написание портрета Владимира Ильича у Годлевского заняло десять лет. Когда он закончил свое полотно, было уже начало 1990 года, и эта работа никому не была нужна. Иван Иванович назвал ее философски – «Великий мечтатель». Впрочем, это не умаляет ее художественной ценности: ко времени написания этой работы Годлевскому далеко за сорок, и он уверенно показывает мастерство высокой пробы – школу живописи, которую прошел у своего наставника, ленинградского художника Александра Александровича Осмёркина, некогда участвовавшего в легендарном художественном объединении Серебряного века «Бубновый валет».

– Спасибо вам за интересную беседу!

– Спасибо и вам, и читателям за внимание.

Фото предоставил Владимир Каплунов