Катарина Кудряшова,
редактор моды, ЗОЖ-энтузиаст и немного блогер
Вы когда-нибудь задумывались, что о нас говорит одежда? Психология выбора одежды – это гораздо больше, чем продемонстрировать окружающим знание модных трендов (вообще не об этом), это возможность с помощью визуальных кодов рассказать свою историю. Практикующий психолог и имидж-дизайнер Дана Тарасова рассказала нам, как мода и психология взаимосвязаны.
Встречают действительно «по одежке». Визуальный образ – это первое, что мы воспринимаем в собеседнике. При этом только глазам мы верим безоговорочно, а все остальное склонны подвергать сомнению. На мой взгляд, недооценивать это достаточно опрометчиво. И как раз стоимость одежды и качество тканей не бросятся в глаза в первую очередь. Для этого нужен собственный опыт ношения дорогой одежды и хотя бы немного времени, чтобы рассмотреть костюм. Гораздо быстрее будут бессознательные реакции переноса и интерпретации. Поэтому очевидно, что качество визуального эффекта зависит не только от того, что вы хотели бы «сказать» собеседнику своим костюмом, но и в немалой мере от того, что ваш собеседник может и способен услышать. А «говорить» одежда может о многом: о социальном статусе ее обладателя, об особенностях его мировоззрения, воспитании и чертах характера. Одежда может поведать и о том, что вы, возможно, хотели бы скрыть. Например, о ваших комплексах и страхах. И бывает, что такого рода суждения слишком поспешны, поверхностны и неточны. С этим, конечно, можно и нужно работать.
Можно ли по внешнему виду человека определить его внутренний мир и правильно его оценить?
При первом взгляде этого не получится. Нам всегда нужно время, чтобы узнать собеседника, оценить его и понять, где заканчиваются наши домыслы и начинается реальный человек. Но бывает так, что визуальный образ отталкивает или неинтересен нам настолько, что мы и не хотим ничего больше узнавать. Нас не учат в школе осознанно выстраивать свой имидж, понимая собственную индивидуальность. Это мне кажется странным, ведь мы всю жизнь ходим в одежде, тратим на свой гардероб большие деньги, много сил и времени. Мне обидно, когда я вижу, как все это начинает играть против самого человека. Потому что сразу понять по внешнему виду собеседника, конечно, не получится, а вот оценить – легко. И дальше диалога может не случиться, или он пойдет абсолютно в ином ключе. На собеседованиях при приеме на работу, кстати, такое часто случается.
Я бы не назвала откровенные наряды эпатажем. Эпатаж – это идея. За декольте и каблуками не всегда стоят идеи. Иногда мы так показываем свои желания и намерения. Бывает, за внешней крикливостью стоит глубокий страх оценки и неприятие своего тела. Впрочем, я склонна смотреть на стремление с помощью одежды «раздеться» как на одну из основных тенденций нашего времени. Человек существует на уровне своих мыслей, своей души (или морали), своего тела и во взаимодействии с другими людьми. Именно так мы реализуем свою индивидуальность. Вот и давайте представим теперь нашу сегодняшнюю действительность. Мы живем в абсолютной открытости и доступности. Мы хотим быть заметными, интересными и желанными. Все социальные сети построены на этом. Мы стремимся поделиться собой со всеми, даже с теми, кого не знаем. Такого никогда не было. Но как только появилась возможность в интернете показать себя, тогда же в мыслях появилось желание «Посмотрите на меня и мою жизнь». Мораль сказала, что так можно и нужно делать, чтобы быть в контакте с миром, и на уровне тела мы стали это выполнять.
Это тоже может говорить о разных вещах. Здесь очень важен контекст. Где эта девушка предпочитает появляться во всем закрытом и нейтральном? Есть ситуации, где это вполне уместно. Если же она всегда выглядит так, тогда, возможно, уверенности в себе ей действительно не хватает. Или она попросту скромна и воспитана в предпочтении к подобному эстетическому образцу, тогда это абсолютно нормально. Люди бывают скромными.
Да, у нас по-разному складываются отношения с ахроматами. Не все их любят. Или, наоборот, предпочитают всем остальным цветам. В психологии внезапная любовь к черному цвету часто считается симптомом внутреннего кризиса. Иногда это так и есть. Но, на мой взгляд, люди отказываются от каких-то цветов совершенно по разным причинам. К примеру, черный у многих ассоциируется с трауром, белый – многие в этом уверены – противопоказан девушкам с лишним весом, а у серого цвета есть ассоциативная связь с безликостью (серая масса, серая мышь). Очень показательно, какую цветовую гамму человек выбирает для себя в той или иной ситуации. Но здесь очень важен контекст, чтобы суждение было обоснованным.
Вообще любовь к ярким цветам – это к чему? Человек хочет внимания, он жизнерадостен или это что-то другое?
Я думаю, это может быть и первое, и второе, и что-то совсем другое, к примеру тревожное расстройство или скрытая агрессия. Иногда ведь мы хотим не столько внешней оценки, сколько вынести «на поверхность» свое внутреннее состояние. Яркие цвета всегда активны, привлекают к себе внимание и дольше остаются в памяти. Это эффект. Но также они способны продемонстрировать собой особенно эмоциональные, агрессивные образы. Это способ выразительности.
Как надо одеваться, чтобы нравиться окружающим, добиться успеха, построить отношения?
Если есть цель нравиться окружающим, тогда имеет смысл выяснить, а кто именно вас окружает и что этим людям нравится. Так вы поймете стратегию создания своего имиджа. Если хочется построить отношения, тогда, я думаю, в первую очередь нужно одеваться сообразно своей индивидуальности. Чтобы одежда не спорила с вами, а помогала донести ту историю, которую вы о себе рассказываете. Так образ вызывает доверие. А если ваше поведение, характер, манера говорить или, к примеру, места, где вы появляетесь, – это одна история, а одежда – совсем другая, тогда, скорее, вы будете внушать недоверие, а не симпатию. Так построить отношения будет гораздо сложнее.
Конечно, мы все родом из своего детства. Там формировалась личность, осваивались нормы поведения, осознавалось собственное «я» и так далее. К эстетическому идеалу это тоже имеет прямое отношение. Он тоже родом из детства. «Мама всегда одевала меня в красивые платьица» или «В моей семье не было принято уделять много внимания одежде, все детство я донашивала наряды моей старшей сестры», – как вы думаете, будут ли эти девочки относиться к себе во взрослой жизни одинаково? Скорее всего, нет. Ребенок рассматривает себя в зеркале и в предложенных значимыми взрослыми обстоятельствах как-то оценивает свою внешность. Из структуры личности ничего никуда не девается. Поэтому во взрослой жизни придется с этим научиться жить, обратившись за помощью к стилисту. Вот почему я считаю, что стилисты обязаны иметь психологическое образование.
Это особенность современной моды. Я считаю, мы живем в удивительное время. Можно все! Любые формы, любые цвета, любые стили мы можем использовать, чтобы выразить себя. Раньше так было нельзя. Конечно, мы часто не знаем, чего хотим, и это меня совершенно не удивляет. И дело здесь зачастую не во внутреннем дисбалансе, а в незнании и неумении осознанно выстраивать свой имидж. Повторяю, нас никто этому не учил, и мода раньше была авторитарной. Не было нужды думать об индивидуальности. Мы читали модные журналы и оттуда понимали, что нужно носить. И не в виде информации к размышлению: это были четкие указания, что модно, а что нет. Теперь нужно дать людям время научиться одеваться по-новому.
Спасибо очень интересно..