Катарина Кудряшова

Катарина Кудряшова,
редактор моды, ЗОЖ-энтузиаст и немного блогер

Как познакомиться с незнакомым человеком, решиться на серьезный разговор, восстановить эмоциональный фон – об этом мы поговорили с Софьей Ская, профессиональной актрисой и балериной, которая этой осенью открывает школу актерского мастерства. Специально для читателей SUNMAG она раскрыла некоторые профессиональные секреты, а также рассказала, как ювелирные украшения помогают актрисе лучше вжиться в роль.

Софья, когда вы приехали в Америку, чтобы передать титул «Миссис Мира» на одноименном конкурсе следующей победительнице, вам предложили остаться для участия в кастинге фильма. И после этого вы решили пройти профессиональное обучение в школе актерского мастерства. Почему вы сделали именно этот выбор?

Я уверена, что человек должен постоянно развиваться в мастерстве и отрасли, которую он выбрал для себя в качестве дела своей жизни. Максимальное сосредоточение на профессии и целеустремленность для меня всегда были главными. Так было, когда я играла в балетных спектаклях, с этим я выросла, это воспитали во мне моя бабушка и родители. Вот почему, когда у меня появилось предложение пройти кастинг и участвовать в съемках в США, я приняла решение о профессиональном обучении актерскому мастерству, сценической речи и работе в кадре. Сначала это была студия Джоан Барон в Лос-Анджелесе, после нее я продолжила обучение в студии Лизы Мелилло, а вокал мне ставили в школе Виды Симон. Также я совершенствовала свой английский язык для свободной работы с партнерами на площадке.

В одном из интервью вы говорили, что в академии был курс, как правильно проходить кастинг. Расскажите нашим читателям некоторые секреты.

Есть ряд секретов Audition Tips, которым нас обучали. Мои наставники придерживались школы Сэнфорда Майзнера, основная методика которого заключается в глубокой эмоциональной работе и фокусе на взаимодействии с партнером или партнерами в кадре, спонтанности выносимых на камеру эмоций, получении импульсов от партнера и следовании им, реагировании на происходящее в контексте заданного образа. К слову, на самом кастинге партнера может не быть.

Важно помнить, что приходить на прослушивание нужно подготовленным и при этом быть открытым, способным принять новые условия игры. Не нужно рассказывать кастинг-директору о своих мыслях и идеях, каким должен быть заданный герой, по вашему мнению. Это та часть работы по подготовке к роли, которая должна уже быть вами проделанной, чтобы на самом кастинге не тратить время на подобные объяснения. Ваша презентация начинается, как только вы зашли в комнату, а не тогда, когда вы сняли верхнюю одежду, повесили сумку на стул, представились, сказали, какую мастерскую окончили, несколько раз прочитали сценарий и поняли, что это роль всей вашей жизни, как важен для вас этот кастинг, и как вы серьезно к нему относитесь, и тем более восхищаетесь работой людей, которые ведут отбор актеров. Вы пришли показать ваше перевоплощение в персонажа, поэтому покажите его. С первой секунды, как закрылась дверь в комнату.

Эти же правила легко подстраиваются под любую важную деловую встречу! Софья, а есть ли разница между российским и американским подходом к работе на площадке?

Конечно! В основном он заключается в большей дисциплинированности. В Голливуде у каждого члена съемочной команды более ответственное отношение к работе на площадке: и у режиссеров, и у актеров, вплоть до помощника третьего оператора или координатора массовки, – каждый знает свою задачу и четко ее выполняет. И еще американские студии проводят большое количество репетиций и прогонов перед финальным крупным кадром.

Интересно, а одежда или красивые украшения помогают лучше вжиться в роль? На это обращаете внимание при игре?

Несомненно, это важно для перевоплощения в образ. Аксессуары зачастую диктуют характер героя и настроение актера. Во всяком случае, женщине. Любой образ в кино предполагает определенный внешний вид персонажа. Например, в киноленте «Белый лебедь» моя героиня была примой-балериной. В сценах на вечере после спектакля в Мариинском театре у меня был подобран специальный гарнитур из ювелирных украшений: колье, серьги и кольцо с драгоценными камнями, звездчатыми сапфирами в огранке «кабошон». Роскошь и шик должны были соответствовать месту, статусу и заданным условиям: первая балерина, красивое вечернее платье, потрясающие аксессуары.

Художники по костюмам подобрали для этой роли жемчужный клатч, очень красивый, переживала, что потеряю его во время съемок на Неве. А вот в дневном образе и в сценах дома были задействованы украшения попроще – небольшие серьги с сапфировой дорожкой. А когда статус моей героини поменялся на девушку – борца за справедливость и свое доброе имя, то и образ поменялся. На мне была темная простая одежда, никакого макияжа, волосы собраны в пучок и, конечно, никаких украшений.

Теперь будете делиться лайфхаками на своем курсе в школе актерского мастерства? Что, кстати, будете вести?

Да, мне нравится делиться своими знаниями и помогать людям совершенствовать драматическое исполнение. Этим летом прошел мой закрытый мастер-класс по актерскому мастерству по собственной системе обучения. В программе я объединила те знания и опыт, которые получила во время учебы и работы в Голливуде. А с октября на базе моего масштабного проекта #RASstudio будет запущена серия образовательных курсов #RASActing, которые каждый сможет посетить, чтобы применить новые знания и навыки в своей жизни или в работе.

Может ли подобное обучение изменить человека, его отношения с людьми, понимание самого себя?

Конечно. Актерское мастерство, риторика, владение мимикой и своим телом, сценография, философия принятия конкретных обстоятельств и варианты поведения в них – эти навыки и гуманитарные науки всегда считались тем, что помогает человеку лучше мыслить и взаимодействовать с окружающими людьми.

Я училась интерпретировать, переносить на себя жизненные обстоятельства героя, чтобы лучше понять его и сыграть на площадке. Возьмем такой показательный пример. Если предстоит сыграть неустроенного человека, потерянного в жизни, без семьи или денег, нужно выйти на улицу без кошелька и телефона в чем есть, бесцельно походить несколько часов, пока голод и жажда не начнут вас терзать, попасть под дождь без зонта и попытаться укрыться в кафе, без денег. Возможно, так вы осознаете, каково это, что герой чувствует, о чем думает, как будет смотреть на еду, как будет вести разговор. Нужно все это прочувствовать. Так сможете объяснить самому себе причины поведения.

Это применимо и в повседневных ситуациях, например в офисе или в семье. Но если навык погружения в обстоятельства хорошо развит, то вам не потребуется ехать в пустыню, чтобы сыграть только что вернувшегося из Сахары путешественника, сможете наложить слой этих обстоятельств на себя здесь и сейчас, осознать и сформировать поведенческую линию.

Обычно занятия актерским мастерством подразумевают проработку различных зажимов, эмоциональных и телесных. Как это происходит? Можно ли использовать такие занятия как своеобразную терапию для эмоционального восстановления?

Актерское мастерство – самая лучшая психотерапия. Очень многим актерам оно помогает освободиться от психологической неуверенности и раскрепоститься, дать выход эмоциям. Актерское мастерство приучает к спонтанности эмоций, но к непривязанности к своим импульсам. Дал выход искусству, сыграл и забыл после выключения камеры. Иначе можно запросто нажить невроз, ведь ты можешь играть совсем несвойственные и далеко не самые экологичные для психики реакции человека на те или иные события. Как и в жизни. Конфликты, обиды, недопонимание, неурядицы всегда были, есть и будут, но к ним не нужно привязываться и носиться с ними годами. Актерское мастерство позволяет расширить собственные эмоциональные границы: если человек не может расплакаться или рассмеяться на камеру, значит, что-то мешает. В процессе поиска причины, а она всегда личная, человек может нащупать источник этого зажима, поработать с ним и снять его.

Какие навыки игры и перевоплощения могут помочь в жизни и на работе? Как правильно их применять, если человек, допустим, простой менеджер? Расскажите об этом подробнее, очень интересно.

Если вы сталкиваетесь в офисе с нестандартной ситуацией, представьте на своем месте любимого персонажа и как бы он на нее отреагировал. К примеру, у вас важные переговоры с клиентом и нужно договориться о сделке, из-за значимости задачи и ответственности у вас пересыхает в горле и вся подготовленная заранее речь или тезисы давно убежали из головы. Сделайте глубокий вдох, глоток воды и представьте вместо себя Джордана Белфорта (известного американского оратора-мотиватора и экс-брокера, которого блистательно сыграл Леонардо Ди Каприо в фильме «Волк с Уолл-Стрит»), который сможет выкрутиться и продать ручку вам, мне, соседу и курьеру, случайно зашедшему в кабинет… Или вы просрочили дедлайн сдачи презентации проекта – включите Эль Вудс, героиню Риз Уизерспун из «Блондинки в законе». Идете на собеседование и сомневаетесь в своих навыках, опыте? Поставьте себя на место Майи, героини Дженнифер Лопес из «Начни сначала».

Каждый может подобрать несколько героев из любимых фильмов о работе в офисе и не только и примерять в сложных ситуациях роль персонажа. Попробуйте на десять минут стать Мирандой Пристли из романтической комедии «Дьявол носит Prada», если нужно подловить коллегу в несоблюдении дресс-кода на рабочем месте, или Энди для креативного решения сложной и не совсем адекватной просьбы начальницы. Чтобы правильно перевоплощаться и не углубиться слишком далеко в чужой образ, держите на периферии сознания свое «я» и помните про деловой этикет, они подскажут, когда нужно остановиться и вернуться к привычному поведению.

А вот лично вам актерские навыки помогают в повседневной жизни?

Конечно! Актерские навыки помогают мне быстро переключаться на самое важное в конкретной обстановке, проявлять нужные качества и адекватно реагировать на ситуацию. На площадке я актриса в роли, сосредоточенная и полностью погруженная в персонажа: хожу, разговариваю, ем как героиня; в своей студии я acting coach и тренер, профессиональный наставник, внимательный к студентам и немного дотошный в разборе нюансов драматической игры; дома я любящая и заботливая мама, могу позволить себе расслабиться; в балетной студии я легкая и изящная танцовщица, не обремененная рутинными делами. За пределами этих ролей я отключаю ненужное, это помогает увереннее себя чувствовать и не перегружаться эмоционально.

С развитием технологий мы совершенно перестали общаться и даже лишний раз не можем заговорить с незнакомым человеком. Кажется, некоторые даже не знают, как это сделать! Может, есть какие-то приемы, помимо обсуждения погоды, которые позволяют завести беседу? Как развить в себе навыки small talk?

Важно сконцентрировать внимание на другом человеке и быть хорошим слушателем. Уметь слушать, не перебивая, держать паузу перед разговором, что позволяет понять собеседнику, что вы его уважаете, что он или она услышаны.

Если говорить об искусстве small talk, то тут важна легкость, улыбка и чувство юмора. Начните разговор с малого, оттолкнитесь от заданных условий. Если вы на улице, спросите у прохожего про кафе или ближайший парк. Если вы в кафе, узнайте у другого посетителя, какое блюдо самое вкусное и почему в кофе везде стали добавлять сиропы. Если вы на вечеринке, уточните у соседа имя диджея или его инстаграм. В магазине делаете покупки – попросите подсказать другого покупателя, какое «немолоко» лучше взять… Если же вам тяжело и вы волнуетесь, рекомендую глубоко подышать перед разговором. Спокойствие и расслабленность всегда идут на пользу коммуникации. И, как говорят в США, не забывайте про улыбку.

А вы занимаетесь саморазвитием? На что сейчас делаете ставку?

Сейчас черпаю новые знания и раскрываю себя с другой профессиональной стороны в собственных проектах: я полностью поглощена открытием моей школы актерского мастерства. Передавать знания – то же, что и творить на сцене. Просто объектом здесь является не конкретная роль или воспроизводимый тобой образ, а другой человек. Обучение и передача своего профессионального опыта молодым или состоявшимся людям – очень увлекательный для меня процесс. Хотя, разумеется, я точно так же сосредоточена и на развитии своей актерской карьеры в России и за рубежом.

Еще я стала больше читать классической литературы. Обычно до обеда у меня бывает немного свободного времени, что вдохновило меня на новый проект «Стихийный бранч». В нем я читаю стихи на видео, пока оно сопровождается моими танцевальными зарисовками, но скоро я планирую снять полноценное перевоплощение в героя стиха. Все это помогает мне двигаться дальше.

Какие книги произвели на вас сильное впечатление, что посоветуете прочитать нашим читателям?

Сейчас я увлечена русской поэзией Серебряного века и русскими классиками. Литература дает нам возможность переосмыслить себя и свои истоки, она питает душу, как и любое искусство. «Лигейя» Эдгара По как книга значительно отличается от киноверсии, в которой я принимала участие как актриса, по выбранной эпохе. В фильме представлена адаптированная, осовремененная версия новеллы. Однако обе истории об одном – остром желании и страхе вечной жизни и жизни после смерти. Из новых книг я бы отметила биографию Роуз Макгоуэн «Смелая». Очень искренне и ядовито правдиво о ломающих событиях, закручивающих на тебе гайки голливудских киномонстрах, психологическом давлении прессы и, конечно, о Вайнштейне. Жизнь в Голливуде имеет разные стороны, нужно знать и такую. И не бояться о ней рассказать. Действительно смело.