Нона Дронова,
доктор наук, профессор геммологии и автор книг о драгоценных камнях и ювелирных изделиях
Страны, которые славятся качеством и ассортиментом украшений, – место встречи профессионалов ювелирного дела со всего мира.
С 20 по 24 января этого года в итальянской Виченце состоялась ювелирная выставка Vicenzaoro. Весной драгоценную эстафету перенял Гонконг: здесь с 1 по 5 марта прошла выставка Hong Kong International Jewellery Show 2023. Это первые крупные отраслевые события для всех, кто создает, продает и покупает украшения, со времени окончания пандемии коронавируса. Организаторы отметили рекордную посещаемость, особенно со стороны иностранцев.
Такие площадки – это идеальное место для встреч международных и региональных производителей ювелирных изделий, оптовых и розничных продавцов, дистрибьюторов, покупателей и дизайнеров и выхода брендов на мировые рынки. В экспозициях представлены драгоценности из золота и серебра, часы, аксессуары, программное обеспечение для изготовителей украшений, витрины и другое оборудование, а также упаковка для ювелирных магазинов.
Одним из гостей обеих выставок стал Сергей Грибняков, основатель сети ювелирных магазинов SUNLIGHT. Мы попросили его рассказать о том, чем запомнились эти мероприятия и какие тренды в мире украшений благодаря им можно прогнозировать.
– Эта выставка Vicenzaoro первая после пандемии. Какое впечатление она на вас произвела?
– Впечатление произвела. Видимо, пандемия и все эти события, которые не позволяли людям перемещаться, сказались: все посидели взаперти три года и соскучились по мероприятиям. Выставка была, наверное, больше в два с половиной раза, чем предыдущая, во всяком случае, мне так показалось. Стоянку для машины в первый день искал полтора часа, а на второй день за полтора километра до экспоцентра запарковался.
– Обычно с этим не было проблем?
– Места для парковки были всегда, на больших и маленьких стоянках вокруг выставочного центра, но в этот раз наплыв участников и посетителей был такой, что организаторы просто не справились.
– Сложностей не было. Добираться можно через Армению или Турцию, я выбрал второй вариант, то есть делал пересадку в Стамбуле. Выезжал из Сочи, поэтому дорога до Турции на рейс Стамбул – Венеция у меня заняла меньше времени. Очень удобно, прекрасный вариант.
– А потом на машине?
– Да, уже в самой Италии – из Венеции до Виченцы сорок минут на автомобиле. Классика жанра!
– Сколько стоит входной билет на выставку?
– Вход бесплатный, достаточно заранее зарегистрироваться онлайн. На телефон получаешь штрих-код и с его помощью проходишь.
– Удобно.
– Да, в отличие от других выставок, где нужно отстоять очередь и получить талон или бейдж на грудь, здесь этого не нужно: показываешь штрих-код на телефоне и проходишь.
– Зависит от плотности рабочего графика и от размера кошелька. Если дел и встреч много, то лучше бронировать жилье заранее и поближе к выставке. А если график относительно свободный, ненасыщенный, то можно и подальше, в других местах остановиться, это дешевле.
– Да уже все соскучились по большим мероприятиям, поэтому интересно было посмотреть на рынок в целом, на то, как развивается ювелирная отрасль сегодня в Европе и во всем мире.
– Что первое бросилось в глаза?
– Повторюсь: большее, чем обычно, количество посетителей, вплоть до огромной очереди за бутербродами. Люди соскучились по впечатлениям и общению, которое дает новые идеи и контакты, а этих возможностей, сами знаете, долго не было.
– В каком павильоне выставки вы побывали в первую очередь?
– Зашел к своим самым крупным поставщикам серебряных цепей.
– Что еще показалось интересным на выставке с профессиональной точки зрения?
– Объем продаж лабораторных бриллиантов удивил – то, насколько уверенно эта отрасль взяла старт и насколько эти камни подешевели. Как это все будет развиваться? У меня, честно говоря, прогнозы для данного направления не очень оптимистичные. С другой стороны, да, сложности, но ведь каждый человек, тем более бизнесмен, должен сталкиваться с ними, чтобы меняться и становиться сильнее.
– Принципиальных отличий не так много, и словами их описать трудно – это надо самим, как я, побывать на производстве или увидеть рисунок цепочного изделия, например с чуть измененным якорным плетением. Это новинки, но они никак не повлияют на мировой ювелирный рынок, на объем заказов, потому что за сто лет топовых моделей украшений создано уже очень много. Это просто рутинная работа любого крупного предприятия – что-то слегка обновленное предлагать.
– Да, голубые турмалины, необычные сочетания разных драгоценных камней.
– Что еще удивило вас на выставке?
– Меня удивило, что в Италии сохранилось немало собственных ювелирных брендов сегмента лакшери и они представляют себя на выставке в больших, просто гигантских павильонах. И как всегда, посетителей этих стендов мало – не понимаю, видя столь высокие цены и дорогие предложения, какая целевая аудитория все это покупает. Большая загадка!
– Не спрашивали об этом своих итальянских партнеров?
– Нет, не хватило времени. Рутина закрутила.
– Как продвигает себя тяжелый люкс?
– Мерчендайзинг хороший, работа с брендом, сотрудничество с именитыми ювелирами, шикарные павильоны. А сами украшения фактически такие же, как из более доступных ценовых сегментов.
– Шикарный павильон на ювелирной выставке – это какой?
– Он имеет свое лицо, индивидуален, отличается от соседей, имеет гармоничный облик и при этом свой характер. Меня впечатляют такие павильоны. А если павильон однотипный, однообразный, даже бесформенный, не вызывает эмоций, то это просто другой подход к бизнесу.
– Какие впечатления, помимо выставочных, вы привезли из Италии?
– Когда проезжал Верону, остановился у крупного местного торгового центра, зашел в ювелирные отделы и был удивлен тем, как они выглядят: в России ювелирные магазины с точки зрения дизайна, эргономики, сервиса и выбора изделий на порядок лучше. Сегментом лакшери у итальянцев считается Pandora – она с ее браслетами и делает им основную выручку. Остальные итальянские продавцы недотягивают до среднестатистических, массовых российских ювелирных магазинов: ассортимент в три-четыре раза меньше и наценка просто какая-то колоссальная.
– То есть в Италию за ювелиркой ехать не стоит?
– Я смотрел в целом: как открывают и обустраивают там ювелирные магазины, какие у них бренды, как они оформляют торговый зал… С точки зрения делового подхода видно, что это бизнес для них очень мелкий (сравнительно с нашей страной) и конкуренция слабая. В общем, мне нечему было там научиться, нечего взять, хотя на выставке в Виченце побывать было и полезно, и интересно.
– Перейдем к Гонконгу и первым впечатлениям от него.
– Гонконг тоже, чувствовалось, радовался масштабному событию и снятию ковидных ограничений, ведь в Китае они длились дольше, чем в Европе, и были еще строже. Погода стояла замечательная, и люди были счастливые, потому что им буквально неделю назад разрешили маски снять и ходить в кафе, кино и на другие мероприятия. Всеобщие жизнерадостность, воодушевление, эйфория объединяли жителей и гостей мегаполиса после вынужденных строгих мер. И сам город впечатление производит фантастическое! Добавлю, Гонконг сейчас одно из самых замечательных мест для нас, россиян. Видно, что китайцы нас любят и поддерживают, и это не только идеологическая история.
– А как добраться сейчас до Гонконга – прямым авиарейсом из Москвы?
– Прямо перед выставкой открыли прямой рейс Москва – Пекин, нужна только виза. А из Пекина до Гонконга можно лететь без визы и ковид-паспорта через Бангкок, как я летел, или через Стамбул. До Бангкока – девять часов, от Бангкока – три, есть стыковки, все прекрасно. Стыковку я специально выбрал большую – давно нигде не был, а тут такая возможность Бангкок посмотреть!
– Как попасть на выставку – нужно регистрироваться, покупать билет?
– В этой сфере все стало проще: что итальянская выставка, что гонконгская – все делается онлайн. Процесс регистрации благодаря этому существенно упростился.
– Где лучше остановиться, особенно тем, кто в Гонконге окажется впервые? Рядом с выставкой?
– Опять же, как и в случае с Виченцой, скажу: все зависит от бюджета. А в Гонконге везде хорошо, и месторасположение выставки удобное с точки зрения трансфера. Да, комфортно жить рядом с экспоцентром, но и на другом берегу, например в «Канлуне», тоже вполне комфортно, ведь окна этого и других ближайших пекинских отелей выходят на Гонконг, а старинная переправа в виде низкой двухэтажной лодки – сама по себе достопримечательность. Красота – утром поплыть на такой лодке из Пекина в Гонконг прямо к открытию выставки!
– Какие павильоны вам было интересно посетить? Может быть, какие-то новые бренды для себя отметили?
– Особо нового ничего для себя не отметил. Нынешние тенденции устойчивы не первый год, все-таки столько лет я посещаю эту выставку – все то же самое.
– Но что-то же изменилось?
– Больших изменений не заметил, а мелочи обсуждать нет желания. Хочется сказать о другом: многие наши соотечественники недооценивают качество российских ювелирных изделий. Этот стереотип силен, и я, к сожалению, часто встречаю людей, которые так считают… За их вопросами, убеждениями и сомнениями – полное непонимание того, как устроен рынок украшений, из-за чего глубоко разочаровываешься.
Реально ювелирный рынок России – это 95 % местных производителей, в том числе и мой бренд SERGEY GRIBNYAKOV. Я привозил золото и бриллианты от лучших заводов страны, а говорили, что это в Китае сделано. И сейчас в ассортименте SUNLIGHT 90 % продукции из России. Отечественная ювелирная промышленность, в отличие, например, от автопрома или самолетостроения, сегодня догнала мировых производителей и вполне конкурентоспособна. И вот это наши люди не понимают – едут за границу, покупают там золото, считая свое плохим… Если бы они работали вместо моих байеров, ездили бы за рубеж за закупками, изучали рыночные тенденции и знали бы кухню отрасли досконально, они бы никогда в жизни не потратили свои деньги на что-то другое, кроме украшений российского производства. Прозвучит рекламно, но скажу: изделия SUNLIGHT и других отечественных ювелирных брендов – лучшее, что стоит покупать. Есть, безусловно, достойное качество и интересный дизайн и за границей, но это чаще всего необоснованно дорого (в три раза и более завышена цена). Либо предлагается какой-то обман с пробой и сплавом, и тоже втридорога.
– А как российским производителям удается держать приемлемые цены на украшения не в ущерб качеству?
– Сейчас очень конкурентная среда в нашей стране, сильная борьба за покупателя, поэтому и ювелирные заводы, и продавцы стараются делать наценку минимальной. Так, 30–40 % наценки на золотые изделия с бриллиантами, когда ты отдаешь изготовителю собственный драгметалл, сам смотришь камни, – такого я теперь нигде не встречаю. Повторюсь: когда я прошелся по магазинам итальянской ювелирной розницы, то понял, насколько российский потребитель уже измучен зарубежными брендами и фальшью. И если бы этот покупатель побывал в качестве байера на мировых отраслевых выставках, набрался опыта и знаний, чтобы было с чем сравнивать, то никогда в жизни не потратил бы свой рубль где-то за пределами родины – в Турции или Италии, например.
– Качество не отличается вообще. Можно сделать один в один, но будет готовое украшение чуть дороже средней российской цены на серебро, так как необходимо строже проконтролировать качество камней, заказать статусную упаковку. Впрочем, обычный покупатель этого может даже не заметить. Tiffany остаются в люксовом сегменте благодаря искусно сформированной высокой лояльности своих клиентов, и в силу этой «ангажированности» эти люди к нам, конечно, за покупками никогда не придут.
– А как Tiffany, Cartier этой лояльности добиваются?
– Это большие профессионалы, надо отдать им должное: они умеют продать не только товар, но и какое-то эмоциональное впечатление, общественное мнение о нем. Мы, как и весь мировой бизнес, этому стараемся учиться: от дизайна магазина и выкладки товара до технологий и стратегий продаж и поддержки покупательского интереса.
– Что особенного может быть в выкладке украшений на витрине?
– Как раз не все могут ее удачно сделать. Когда изделий на витрине мало, это смотрится воздушно и респектабельно, не как куча мала, при взгляде на которую глаза разбегаются. Это тонкая работа специалистов с чувством прекрасного у покупателей и один из способов повысить престижность, а значит, и стоимость украшения. Так и в обычном супермаркете: человеку приятнее выбрать пару носков, которая представлена на манекене или аккуратно лежит на полке, а не рыться в корзине, где перемешаны все цвета и размеры.
– Не хочется забегать вперед и делиться планами заранее. Дождемся результатов, которые обязательно будут.