Самые читаемые блогеры ЖЖ и авторитетные колумнисты в еженедельной рубрике SUNMAG. Дима Печкин – практикующий психолог, последние годы работающий на ниве оздоровления человеческого сознания. Вдохновленный работами звезд зарубежной психотерапии, создал собственный подход и практику, которые описывает в своем блоге. «Моя миссия состоит в том, чтобы говорить людям те вещи, которые большинство из них не готово услышать», – утверждает автор.

Дима Печкин

Дима Печкин,
психолог

Проблема взаимоотношений в паре часто упирается в беспомощность и зависимость одного из партнеров. Причем парадоксально, что беспомощным и зависимым нередко становится тот, кто обладает большим потенциалом. Ведь сильный не тот, кто обладает силой, а тот, кто чувствует себя вправе.

Мы любим говорить об уязвимом положении женщины, которое основывается на ее гендерной роли. Но те, кто реально разбирается в вопросе, знают, что дело не в изначальных свойствах человека, а в том, как его запрограммировали. Со времен царя Гороха девочек и мальчиков приучали быть придатками друг друга. Но если последних программировали на то, чтобы они были самостоятельными, рациональными и трудолюбивыми, то первых прямо и косвенно учили дополнять мужчин своей эмоциональностью и способностью устраивать быт.

Считается нормальным, что женщина не имеет любимого дела, но стоит ей признаться, что она не умеет протирать пыль или готовить борщ, оппонент почти всегда чувствует недоумение. От нее не ждут, что она будет чего-либо добиваться, от нее ждут, что она будет заботиться о муже и детях.

Это программирование окончательно закреплено догмой «полноценная женщина должна как минимум иметь пару, а лучше – состоять в браке». Произошло вполне очевидное: большая часть женщин чувствуют себя неполноценными, если рядом нет существа в штанах

На этой почве «эмоциональная» часть человечества демонстрирует две основных проблемных тенденции: хватается за первое попавшееся говно, а после вцепляется в него, не в силах выйти из травмирующих взаимоотношений.

А если посмотреть на проблему чуть глубже, можно сказать, что женщины сами делают мужика говном, так как в их поведении заранее читается неполноценная позиция, которая стимулирует избранника делать жертвой свою вторую половинку. Прозорливый читатель усмотрит здесь главное отрицательное свойство любой программы, заложенной в психику, которое состоит в следующем: шаблон мешает действовать в условиях меняющейся ситуации. Он делает нас жертвами других людей и обстоятельств. А значит, создает напряжение, внутреннее противоречие и зацикленное действие.

Что до женских ролей, то ощущение себя придатком побуждает проигрывать роль созависимой. Несмотря на тот факт, что эта роль считается социально одобряемой, а многие женщины гордятся ей, она лишь пережиток первобытно-общинного строя.

Созависимая женщина предлагает товар двух видов – заботу и внешность. Те, кто имеет длинные ноги и большую грудь, активно эксплуатируют свои природные данные, становясь содержанками. Они продают свою внешность в рамках все той же привитой мамками и бабками полоролевой программы.

От женщины не требуется присутствие мозга, а только лишь красота и умение обслужить того, кто приносит деньги. Содержанка любого уровня – это прежде всего женщина с пустотой вместо самооценки

Подлинная энергия в ее жизни присутствует лишь до того момента, когда она находит мужчину, который в состоянии оплатить ее расходы.

Те, кто в силу анатомических особенностей не может стать содержанками, подкупают мужчин своей жертвенностью. Суть этого поведения – отрицание собственной значимости вкупе с повышенной ответственностью и контролем. Этому учатся у матерей, бросивших себя на алтарь семьи. Они тоже хотели бы накачивать губы и летать с папиками на коктейли в Монако. Но так как их собственный товар неликвиден, приходится копировать маму, которая считала себя частью успеха их отца. «Пусть его никогда не было дома, зато к пятидесяти получил докторскую степень», – с гордостью говорила мама, вытирая мокрые руки о засаленный фартук. Когда они говорят «Я тебя люблю», это значит «Я хочу тебя спасти и пожертвовать собой». Они балансируют между игнорированием себя и обидой, так как сперва отдают себя мужчине, а затем видят, что их жертву не оценили, и смертельно обижаются. Но годам к сорока это проходит – их постигает страшное, но неведомое медикам заболевание «борщ головного мозга».

Если отвлечься от гендерных ролей и энергий, то союз мужчины и женщины можно представить как попытку двух индивидуальных созданий построить общность. Удачность такого построения – вопрос, который постоянно остается открытым. Ведь в процессе этой попытки они осознают все больше глубинных качеств и желаний, которым другой не обязан соответствовать. Это попытка быть рядом без цепляния и страха потери.

А вы? Не потеряли ли вы себя потому, что слились с мужчиной в одно целое? Ценят ли вас, если вы не строящий сам себя проект, а лишь придаток для обеспечения чужого комфорта? Боретесь ли вы ли за то, что вам нравится, с той же энергией, которую тратите на служение другим людям? Считаете ли вы себя вправе выбрать один из бесчисленных вариантов жизни, кроме как в союзе с мужчиной?