Самыми стильными из украшений древнего мира я бы назвал египетские. Постоянное использование золота и полудрагоценных камней: синей ляпис-лазури, голубой бирюзы и красного агата, корналина (он же сердолик), – придает этим фигуративным украшениям особые эстетические качества. Великолепные Исида и Осирис, скарабеи и кобры, коршуны и орлы ювелирной работы – именно они после открытия в 1923 году Картером гробницы Тутанхамона дали мощный толчок к развитию форм ювелирного искусства ар-деко.

Браслет египетского фараона Шешонка I из лазурита сердолика и золота

Другой очень живучей модной тенденцией древнего мира стала страсть к дорогим золотым филигранным украшениям и вышивкам жемчугом, что прослеживается в греко-римских украшениях. Но особенно ярко эта страсть выразилась в одеждах константинопольского двора Византийской империи, возникшей после раскола Древнего Рима на две части. Драпированные древнеримские тоги постепенно превратились в вышитые камнями узкие лорумы, и эта восточная страсть к украшательству эхом отдалась в костюме Персии, Грузии, Армении, Румынии и, конечно, России, ставшей в некоторой степени наследницей византийской традиции. Недаром Москву называли Третьим Римом.

Лорум – длинный плащ из золотой ткани, декорированной драгоценными камнями

Эпоха Возрождения стала поворотным пунктом развития ювелирного искусства в Европе. Увлечение античностью привело к тому, что повсеместно копировались драпировки, стили причесок эпохи Цезарей и ювелирные украшения, в которых предпочтение отдавалось геммам, камеям и филиграни. В этот период особенно популярны стали работы ювелиров-евреев – это прослеживается уже в самом корне слова jeweler. Первый бриллиант был огранен еврейским ювелиром в Антверпене в 1550 году, хотя индийские алмазы были известны много ранее, просто их не умели гранить.

Барбара Паллавичино на портрете Алессандро Аральди

Эпоха барокко стала эрой повального увлечения жемчугом и бриллиантами. Вспомните историю с подвесками королевы Анны Австрийской – они стоили немалых усилий мушкетерам. Жемчуга носили нитями внушительных размеров и длины – активная заморская торговля это позволяла.

Портрет Анны Австрийской кисти Рубенса

Галантный XVIII век стал эпохой изящных и бессчетных ювелирных украшений. Самой очаровательной женщиной Франции была провозглашена пикантная и миловидная маркиза Жанна-Антуанетта де Помпадур, известная своей расточительной слабостью к крупным бриллиантам, пышным каретам и просторным замкам. Узкие корсеты на китовом усе, глубокие декольте корсажей и лифов с приколотыми бриллиантовыми букетами, маленькие пудреные кудрявые головки, украшенные бриллиантовыми же эгретами, драгоценные табакерки с нюхательным табаком были очаровательными аксессуарами той феерической эпохи, где рафинированные удовольствия в сочетании с буйством фантазии ценились превыше всего. Чем это кончается – знаете из учебников истории. Не одна очаровательная головка скатилась на эшафот под ударами гильотины, и оказалось – носить украшения не только негде, но и некому.

Портрет Мадам де Помпадур кисти Франсуа Буше

С приходом к власти самопровозглашенного императора Наполеона вновь понадобилась роскошь, и сначала камеи в золоте, а затем и бриллианты вернулись в моду и царственно украсили Жозефину, а потом и вторую супругу Бонапарта Марию-Луизу.

Пример ювелирного украшения первой половины XIX века

По окончании наполеоновских войн в моду вошли украшения из стали – пряжки, ожерелья, украшения для бальных причесок и так далее. Вообще в XIX веке использовались многие альтернативы драгоценным металлам. В 1820-е годы в моду вошли браслеты, гребни, серьги и ожерелья из литого, словно кружевного чугуна берлинской работы, в 1840-е годы очень популярными стали украшения из нового металла – алюминия, который одно время стоил больше золота.

Железное обручальное кольцо, 1813

С появлением электрического освещения во второй половине XIX века по-новому засверкали камни в ювелирных украшениях. Особенно много драгоценностей в это время надевают к бальным и нарядным платьям. В большой моде медальоны на черных бархотках, «дутые» золотые и эмалевые серебряные браслеты с отделкой из мелкого речного жемчуга. И все же самыми любимыми и ценными оставались бриллианты, которые с 1866 года стали добывать в Южной Африке.

Ювелирные украшения, 1860

Новинкой эпохи модерн стало высокое колье под горло, в виде ошейника из рядов мелкого жемчуга, украшенное спереди эффектным бриллиантовым аграфом. Его называли иногда «колье принцессы Александры» – оно впервые было введено в моду в Англии принцессой Александрой из эстетических соображений.

Портрет Марии-Луизы Австрийской

Эпоха модерн дала миру замечательных ювелиров, настоящих художников своего дела. Большое влияние на творчество всех ювелиров мира оказал парижанин бельгийского происхождения Рене Лалик, создатель уникальных скульптур в миниатюре, сумевший воплотить в своих ювелирных изделиях все тонкие нюансы стиля ар-нуво и придать им неповторимый аромат эпохи.

Ювелирное украшение Рене Лалика, 1903

Поставщиком императорского двора в Петербурге стал уникальный мастер своего дела, ювелир Карл Фаберже, который прославился не только знаменитыми пасхальными яйцами, но и редкой красоты дамскими ювелирными украшениями с эмалью и скульптурной обработкой драгоценных камней. Почти век спустя после закрытия дома Фаберже Россия, увы, не в состоянии похвастаться никаким другим самостоятельным явлением ювелирного искусства мирового уровня, никаким более выдающимся мастером, чем родившийся в Петербурге в 1846 году Карл Густавович Фаберже.

Брошь, середина XVII века

В начале ХХ века у нас в стране крупными «потребительницами» новых ювелирных изделий из драгоценных камней были известные актрисы, любимицы публики. В то время в театре существовала система бенефисов, когда кассовые сборы поступали самой звезде. Тогда-то на сцену вместе с цветами и присылались коробочки с ювелирными украшениями от поклонников – из Купеческого собрания, Дворянского собрания, Союза инженеров и т. п. Оригинальным способом публика одарила в 1907 году певицу Вяльцеву, одну из самых состоятельных женщин России. После концерта в Харбине ей был преподнесен страусовый веер, на каждое перо которого было приколото по бриллиантовой брошке.

Певица Анастасия Дмитриевна Вяльцева

Модными повседневными украшениями были брошка в виде трилистника, напоминающего листок клевера, брошь в виде стрекозы или ветки ландыша – любимого цветка государыни. Популярностью пользовались недорогие золотые гарнитуры декадентского стиля, состоявшие из браслета, броши, серег и кольца.

Казалось бы, кому это все могло помешать? Однако большевики решили перво-наперво реквизировать у населения все ювелирные изделия на нужды революции. Со слов Аркадия Аверченко мы знаем, что известная поговорка тех лет гласила: «Вырывай сережки с мясом, будешь есть окрошку с квасом!» И большая часть русских богатств хлынула вместе с беженцами от революции. Южные города России были переполнены драгоценностями беженцев.

В сталинскую эпоху всякие украшения стали считаться мещанством. Иногда живой цветочек на платье заменял все. Даже обручальных колец не носили, так как все золото у граждан Страны Советов было изъято. Началась эпоха бижутерии из пластмассы, сменившаяся после войны модой на трофейные гранаты, затем модой на египетские самоцветы, русскую финифть и мельхиоровые украшения, продававшиеся в СССР как суррогат серебра.

Гребень 60-е годы XVII века

А теперь, в начале XXI века, роскошь вновь поселилась в России. Даже «Картье» имеет два бутика в Москве, бриллиантов у русских миллионерш сейчас не счесть. Чем дело окончится, бог знает. Однако почти у каждой женщины имеется своя шкатулка с ювелирными украшениями, при выборе которых сегодня нет единогласия. У каждой модницы свой вкус, свои ценности и мерила. Если говорить об осенне-зимнем сезоне 2015/2016 года, то в моде золотые украшения в духе 80-х годов. Это крупные серьги, крупные ожерелья в виде цепей, а также крупные кольца и массивные браслеты, то есть золото, которым в свое время грешили коллекции Джанни Версаче или Кристиана Лакруа в конце 80-х – начале 90-х, вернулось в моду, и внешние признаки богатства, несмотря на кризис, сейчас вновь популярны.

Giorgio Armani, осень-зима 2015/2016

Но если говорить об изысканной женщине, то я считаю, что она должна иметь в своей шкатулке хотя бы одну приличную камею, начнем с этого. Кроме этого, изысканная женщина должна иметь в своей коллекции хотя бы одно красивое жемчужное ожерелье, а также две пары приличных серег – одни бриллиантовые, а вторые – вечерние и декоративные.

Stella McCartney, осень-зима 2015/2016