Самые читаемые блогеры ЖЖ и авторитетные колумнисты в новой еженедельной рубрике SUNMAG.

Мария Аниканова

Мария Аниканова,
врач-невролог, топ-блогер ЖЖ

Я заметила, что главные героини популярных сериалов стали другими. Раньше девушки ассоциировали себя с Кэрри и другими подружками из «СБГ», потом с Блэр или Сереной из «Сплетницы» – ну, в общем, подчеркнуто женственными девушками, которые не хотят ничего решать, а хотят новое платьице.

Идея быть очаровательной бездельницей теперь мало кому кажется привлекательной. В центре внимания сильные и независимые женщины, этакие амазонки, яркие героини, которые на равных с мужчинами противостоят разным проблемам, будь то подтекающий бачок унитаза или огнедышащий дракон. Хочу показать несколько таких женских персонажей из известных сериалов.

«Тюдоры», Анна Болейн

Это типичная историческая клюква, которую было бы невозможно смотреть, если б не Анна Болейн в исполнении восхитительной Натали Дормер. Актриса перенесла неврит лицевого нерва, у нее остался небольшой прозопарез, который «кривит» улыбку. Наверное, для большинства представителей актерской профессии эта беда стала бы поводом закончить сниматься. Но не для Натали.

После этого сериала я начала читать все книжки, которые попадались мне под руку, об эпохе Тюдоров и о Генрихе VIII – от гламурных сказочек Филиппы Грегори до серьезных историков. Анна вообще была удивительная женщина – не очень красивая, но остроумная и решительная. Генрих VIII, похоже, просто не оставил ей выбора, хотя она и не планировала становиться ни женой короля, ни тем более его любовницей.

Анна была независима ровно настолько, насколько позволяло то время, и оказывала серьезное влияние на Генриха. Всем известный трагический конец второй жены «Синей Бороды» – отдельная история: сейчас предполагают, что у Генриха были серьезные проблемы со здоровьем и скорей всего – какие-то генетические аномалии, из-за которых, несмотря на пять браков, ему не удалось обзавестись здоровыми сыновьями. Его бастарды от любовниц погибли в раннем возрасте, младенец от первой жены не пережил и нескольких недель, а принц Эдуард, которого родила ему третья жена, умер в юности от туберкулеза. Но, как водится, в отсутствии наследников обвинили Анну, приписали ей измену, выписали какого-то особого палача из другой страны и отрубили голову.

В сериале очень интересно меняются образы Анны – от невинной девушки с длинными волосами до королевы-интриганки со сложными головными уборами, потрясающей красоты нарядами и прическами.

Очень хорош саундтрек, созданный Тревором Моррисом (заметила, что все сериалы с его музыкой обладают каким-то особенным очарованием), – тема Джейн Сеймур, третьей жены Генриха, просто чудо.

«Карточный домик», Клэр Андервуд

Сериал про хитрого лиса Фрэнка Андервуда, который сделает что угодно ради власти. Без его жены Клэр сериал был бы заурядным продуктом про скандалы, интриги, расследования, каких миллион.

Чем интересна Клэр? Она отказалась иметь детей, потому что посчитала, что это помешает им с мужем наслаждаться главным делом жизни – политикой. Она активно поддерживает мужа, подсказывает ему гениальные ходы в сложной игре (так и хочется написать – престолов) и при этом занимается собственным делом, где правит жесткой рукой, не испытывая сочувствия к подчиненным. В них она видит только полезные или бесполезные для бизнеса фигуры.

Каждый день находит время на пробежку. Следит за мужем, чтобы тот не забывал тренироваться. Вечером они курят одну сигарету на двоих, обсуждая прошедший день. Им всегда интересно вместе, и этот интерес замешан не на сексе (хотя Клэр кажется мне очень сексапильной), а на родстве умов и душ. Фрэнка сложно назвать примерным семьянином – он спит с другой, которая, хоть и сильно моложе Клэр, далеко не так элегантна и интересна.

Стиль Клэр разбирали разные тематические сообщества и модные издания. Строгие платья неярких цветов, короткая, безупречно уложенная стрижка, неидеальная (с точки зрения глянцевых стандартов) фигура. В чем секрет ее стиля, когда вроде бы заурядные, хоть и дорогие вещи, делают ее персонаж таким ярким и запоминающимся?

Клэр далека от классической женственности – у нее широкие плечи и талия, длинные ноги; и она довольно высокая. Это добавляет образу андрогинности, а ее персонаж именно благодаря этому кажется очень органичным: железная леди, красивая и безжалостная, хитрая, гордая и умная.

Подозреваю, персонаж Клэр был задуман как отрицательный. Но его судьба оказалась похожей на Скарлетт О'Хара из «Унесенных ветром», когда красивая женщина, сумевшая добиться равноправия и во многом обойти мужчин, стала любимой героиней.

«Аббатство Даунтон», Мэри Кроули

Мэри – самая интересная представительница своей семьи (не считая бабули Грэнтем в исполнении Мэгги Смит – но та всегда переиграет всех независимо от фильма), история которой рассказывается в этом сериале. Действие начинается в начале XX века с типичной завязки: три сестры – английские розы ищут себе женихов и мечтают о блестящем будущем. История и судьба внесут серьезные поправки в радужные ожидания девушек. Одна из них выйдет замуж за водителя (чудовищный мезальянс!) и погибнет в родах от эклампсии, другая родит внебрачного ребенка, так и не выйдя замуж.

Мэри – старшая сестра, красивая, независимая, умная и острая на язык. Она не хочет жить по указке, не готова жертвовать личным счастьем даже ради счастья всей семьи. Сначала она отказывается выйти замуж по расчету за человека, который обеспечит их поместью безбедное будущее, потом – за журналиста, который угрожает раскрыть ее позорную личную тайну.

Мэри наравне с отцом принимает участие в делах, плевать хотела на правила (спит с мужчиной, чтобы понять, подходящим ли он будет мужем) и, наконец, делает себе короткую стрижку, что по тем временам считается скандалом едва ли не меньшим, чем секс до свадьбы.

«Викинги», Лагерта

Это мой любимый персонаж из всей четверки. Лагерта-воительница, жена главного героя сериала, разрушительница стереотипов про «красивая женщина всегда немного глупая и слабая». На мой взгляд, она является самым интересным персонажем. Сериалы часто грешат картонностью героев, когда мы видим их лишь с одной стороны, и непонятно, почему они стали такими и как поступили бы в другой ситуации. Если злодей – то всю дорогу он причиняет неприятности окружающим и творит бесчинства, если добрый – то целует детей и гладит щеночков.

Лагерту мы видим разной: нежной мамой, которая ухаживает за больной дочкой, волчицей, которая бросается защищать своих детей от захватчиков, красивой женщиной, в которую влюблен главный герой, свекровью, которая заботится о невестке, и, наконец, воительницей, которая валит дюжих мужиков в бою, не уступая в силе своему мужу.

Лагерта не стесняется надавать тумаков своему мужу, когда узнает, что он изменил, но публично (и в сердце) выказывает Рагнару уважение, потому что он прославленный воин, а за это викинги прощают все недостатки (что характерно – без разделения по признаку пола).

Костюмы и прически здесь тоже восхитительны. В одной из первых серий Лагерта в облачении воина, с нереальной сложности косами и смоки-айз – это образ-шедевр костюмеров и гримеров. При этом сериал не превратили в ваниль – все герои в той или иной степени чумазы, в соответствии с ситуацией в кадре.

В общем, Майкл Херст (который, кстати, писал сценарий и для «Тюдоров»), как всегда, создал нечто замечательное, превратив немытых и тупых викингов, варварский народ-захватчик, в удивительное племя людей с голубыми глазами, где царит равноправие и нет понятия «курица – не птица, женщина – не человек».

Глубины сериалу добавляет то, что нам показывают и обратную сторону медали: негативные последствия выбора женщиной пути воина. В бою не делают послаблений беременным, их точно так же убивают, как и других врагов, поэтому глупый героизм может стоить жизни женщине и неродившемуся ребенку, а у мужчины отнять возможность продолжения рода с любимой.

Сериал стоит смотреть не ради главного героя с внешностью Брэда Питта, а ради удивляющей своей цельностью Лагерты – как напоминание, что женщина может быть сильной или слабой, носить длинные волосы или бриться налысо, выбирать для себя путь материнства или реализации в иной сфере жизни и, наконец, успешно сочетать все перечисленное.

То, что в коммерческом кино стали появляться нестандартные женские образы, говорит об обнадеживающей тенденции. Сильные, умные и независимые женщины начинают вызывать всеобщее одобрение точно так же, как и удобные в быту «прелесть какие дурочки», которых почему-то долго было принято считать образцом женственности.