Диана Ярошенко,
психолог, писательница
Потребность современного активного человека писать интересно, емко и грамотно не просто оправданна, но даже необходима, особенно если взглянуть со стороны на открывающиеся возможности и перспективы в будущем для самого автора. При этом совершенно неважно, какую именно цель вы преследуете – хотите ли научиться писать короткие, но цепляющие аудиторию эмоциональные тексты в социальных сетях, или же вас преследует неистовое желание облачить свои сюжеты в голове в сценарий. А может, вам нужны продающие, вселяющие в читателя уверенность статьи? Если вы считаете, что находитесь слишком далеко от характеристики хорошо пишущего человека, вероятно, вы просто не знаете, как подступиться к этому или с чего начать.
Правило 1. Писательство – это навык, а не талант
Порой, чтобы просто прийти к финишу, необходимо как минимум стартовать – и именно об этом многие забывают, когда оценивают собственные результаты исключительно по сегодняшнему дню. У вас может и не быть литературного таланта, но стоит помнить, что писательское мастерство – это самый обыкновенный навык, который отлично оттачивается временем, практикой и желанием. Как и езда на велосипеде требует от ребенка усилий и даже ободранных коленей и слез, так и ваши тексты будут хорошеть со временем, если вы разрешите себе практиковаться, а значит, порой падать, но вставать и упорно идти дальше.
Правило 2. Самый суровый критик – вы сами
Писательский блок – это своего рода симптом тревожности по отношению к качеству своего труда. Однажды столкнувшись с нелестным мнением в свой адрес, вы можете в итоге зацикливаться на том, как отретушировать свой текст до идеала или как искоренить все недочеты до того момента, как получите очередную дозу критики в свой адрес. На самом же деле наиболее суровым критиком для себя самого всегда являемся мы сами. Многие прячутся в панцирь, разочаровавшись, даже не дописав задуманное, поэтому самое главное – это устранить все блоки на своем пути. На первом этапе запрещайте себе думать о том, как вы пишете, а просто пишите, и пишите много. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
Правило 3. Красиво не значит правильно
Ошибка молодых, неопытных творцов чаще всего заключается в том, что они пытаются выделиться за счет витиеватости слов, повышенной экспрессии, пафоса и сложных конструкций. Такие тексты бывают настолько сильно перегружены, что у читателя болят не только глаза, но и голова уже после нескольких абзацев. На самом деле куда важнее должна быть мысль, нежели красота текстового каркаса, в тени которого ваша идея просто потеряется. С самого начала делайте ставку на простое и понятное изложение, логичность смысла сказанного и простейшую грамотность – все остальное приложится с опытом.
Правило 4. Не изобретайте велосипед
Глупо пытаться заново изобретать велосипед, чтобы покататься, когда его уже за вас придумали. Проще говоря, писать самостоятельно с нуля, но при этом не читать достаточно много или и вовсе игнорировать значимые произведения великих авторов – это как оставаться на том же месте, с которого вы когда-то начинали, то есть не продвигаться в своем умении ни на дюйм.
Даже если вы просто «потребляете», впитываете качественные тексты и художественную литературу, вы уже учитесь, ведь на подсознательном уровне к человеку способны прилипать писательские бонусы: повышается грамотность, меняются обороты речи, увеличивается словарный запас. Ни для кого не секрет, что много читающий человек даже говорит иначе, а значит, это будет положительно отражаться не только в устной речи, но и на письме. Вспомните хотя бы Мартина Идена – главного героя из одноименного произведения Джека Лондона: этот персонаж с помощью одних только книг и неудержимого желания знать больше и писать лучше стал совершенно другим человеком.
Правило 5. Нет ничего важнее эмоций
Мы легко себе можем представить, как проваливаемся в сон на конференции со скучными докладчиками, которые тем не менее используют высокопарные выражения и очень умные слова. Все дело в том, что наш мозг привык мыслить историями, а любое послание мы предпочитаем подсознательно воспринимать через призму собственной жизни, а значит, чем ближе для нас идея, тем ярче будут наши эмоции. Таким приемом чаще всего пользуются сценаристы, когда информацию передают зрителю через восприятие героя: мы сопереживаем персонажу и проживаем вместе с ним эту историю, не думая о том, насколько простыми фразами он может изъясняться и насколько примитивен его мир.
Заметьте, что и любые цепляющие, продающие тексты лучше всего работают, если передаются через эмоции
Например, когда заставляют читателя окунуться в теплые воспоминания из детства и ностальгировать по бабушкиным пирожкам с картошкой. Или вытаскивают из подсознания читателя, покупателя на поверхность чувства, которые ему приходилось испытывать, и теперь они новой волной отзываются в нем, словно в бушующем океане, – так часто работают истории о любви, о заботе и о спасении. Сопереживание можно назвать одной из базовых потребностей человека, и, если вы заставите читателя чувствовать посредством текста, вы завоюете его сердце.
Книги, которые помогут вам начать свой путь в писательстве:
- «Пиши, сокращай: Как создавать сильные тексты», Людмила Сарычева, Максим Ильяхов.
- «Путешествие писателя: Мифологические структуры в литературе и кино», Кристофер Воглер.
- «Голливудский стандарт: Как написать сценарий для кино и ТВ, который купят», Майкл Хейг.
- «Психология для сценаристов: Построение конфликта в сюжете», Уильям Индик.
- «История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только», Роберт Макки.