Диана Ярошенко

Диана Ярошенко,
психолог, писательница

С течением времени в обществе меняются не только привычные установки поведения, которые целым пластом одного поколения бывают отработаны до автоматизма, но и понятия нормы в целом. Вот и личные границы каждого отдельно взятого человека могут сужаться или расширяться в зависимости от того, какое давление со стороны он испытывает, как научился себя идентифицировать, смог ли побороть пагубные общественные стереотипы, такие как чувство вины или, например, зависимость собственного мнения от чужого. Ведь осознанное поведение личности, которое в народе именуется мудростью, на самом-то деле никак с возрастом не связано. Зато есть пять ключевых критериев, определяющих, можно ли кого-либо с уверенностью назвать человеком осознанным или же он все еще пребывает в своей инфантильной реальности.

Критерий 1. Легче согласиться, чем спорить

Есть у нас поверье о том, что только в споре рождается истина, да только применяем мы это правило не там, где следует. В конфликте же, далеком от философского, напротив, единственное, что рождается, – это обида и злость. Мудрецу намного проще согласиться с тем, что у другого мнение может отличаться, но при этом не биться с пеной у рта, дабы доказать собеседнику, что тот категорически неправ. Проще говоря, можно понимать, что мама со своими непрошеными советами расходится с вами во мнениях, но не ругаться, не раздражаться и не обижаться на нее, как ребенок, а просто – да, именно просто – не следовать ее советам.

Критерий 2. Быть хорошим для всех плохо

Про то, что же все-таки на самом деле хорошо, а что такое плохо, можно также бесконечно рассуждать, пока вдруг не окажется, что от постоянных попыток быть для всех хорошим лично вам почему-то всегда становится очень плохо. На деле оказывается, что привычка угождать, быть удобным и полезным, а заодно пытаться влезть в те самые рамки, которые очень нравятся другим, – это полнейшее безумие. Потому как, во-первых, до конца никто никогда довольным не остается, а, во-вторых, наступать себе на горло в угоду остальным глупо, а главное, разрушительно. Знать стоит лишь одно: на самом деле никто вам ничего не должен, ровным счетом как и вы им. Все прочее же лишь игра на струнах вашего чувства вины.

Критерий 3. Понимать, что все занимаются собственной жизнью

О том, что на самом деле люди всегда будут заниматься исключительно своей жизнью в рамках одной большой или не очень семьи, нам думать как-то не пристало. А все потому, что в почете у нас слыть (а не быть – это важно!) благородным – человеком дающим, щедрым, добрым да с широкой душой. По факту же подобная уверенность сковывает и ограничивает вас самих в действиях. Мы часто боимся сделать шаг, страшась осуждения тех, кто, раз выкрикнув что-нибудь нелестное, в ту же секунду о нас забудет. И парадокс в том и заключается, что чаще всего мы остерегаемся собственных возможных побед просто потому, что чужие и безразличные для нас самих люди могут нас осудить. Свободен и велик будет тот, кто это вовремя осознает.

Критерий 4. Знать, что все делается для себя

По этой же причине многим людям свойственно думать о своей «высшей» цели, беспочвенно себя захваливать или, напротив, оправдывать свои действия за счет чего-нибудь искусственно благородного. Так, не желающая работать или отрываться от выросшего ребенка мать станет требовать уважения и долга, потому как ему «всю жизнь отдала». А разочаровавшаяся в мужчинах жена проклянет мужа, который «загубил ее молодость». На самом же деле абсолютно все, что мы делаем в своей жизни, мы делаем исключительно для себя, потому что выбор есть всегда. И мудр тот, кто умеет жить, не оборачиваясь, а ошибки воспринимает в качестве всего лишь опыта.

Критерий 5. Принять, что на ошибках не обжигаются

Закрываться в панцире после любой оплошности, которая сама по себе является вполне логичной и нормальной со здравой точки зрения, – это абсолютнейшая глупость. Казалось бы, ну что может быть проще после падения: усвоил урок и пошел дальше. Но в реальности куда проще после некоторых неудач разочароваться в дружбе, перестать доверять всем на свете мужчинам или верить, что все женщины «такие». Представление о том, что на ошибках не обжигаются на всю оставшуюся жизнь, а учатся, старо как мир, но почему-то многим предпочтительнее поставить на себе крест, переставая учиться дальше, что само по себе, естественно, нисколько не мудро.