Рита Железнякова

Рита Железнякова,
редактор и журналист, последний романтик планеты Земля

Словосочетание «модный российский сериал» до сих пор немного оксюморон. Но время от времени появляется сериал, который смотрят и обсуждают все. Этой весной такой статус у «Содержанок» Константина Богомолова, снятого для онлайн-платформы Start.

Для популярного театрального режиссера «Содержанки» – первый телевизионный опыт, и совершенно логично, что в главных ролях сплошь женщины Богомолова, актрисы, которые играли в его постановках. Среди них Дарья Мороз, Софья Эрнст, Александра Ребенок, Марина Зудина. В целом актерский состав – просто блеск. Здесь Александр Збруев в роли властного отставного генерала, звезда комедий Сергей Бурунов в почти гоголевской, трагикомической роли, Петр Скворцов из «Ученика», сыгравший размазню-следователя, Сергей Чонишвили в роли гневного папаши и даже Ксения Собчак, сыгравшая, по сути, саму себя, главного редактора глянца.

По сюжету, рафинированная девушка-искусствовед из Саратова Даша (Софья Эрнст) приезжает в Москву к подружке Марине (Мария Фомина). Та «служит» содержанкой у влиятельного чиновника (трогательный Сергей Бурунов) и изменяет ему с жиголо Кириллом (начинающий секс-символ Александр Кузнецов). Тот, в свою очередь, высасывает деньги у истеричной светской дамы Алисы Ольховской (Ольга Сутулова). Эта постельная круговая порука воспринимается всеми как должное: практически все друг про друга знают и редко устраивают скандалы. Впрочем, одно убийство все же случается, и оно запускает историю. В дамской комнате фешенебельного ресторана с политикой приватности (то есть без камер) убивают содержанку Марину. Кто это сделал? За дело берется резкая и крутая следователь Лена Широкова (Дарья Мороз с беззащитным стриженым затылком). Впрочем, это мир, где убийцу, особенно когда в деле замешаны особенные люди, не ищут, а выбирают из имеющихся вариантов. Так что, хоть у сериала и детективная завязка, детективная линия существует лишь для того, чтобы сталкивать героев.

Перед нами жизнь московской элиты: олигархи, которые считают, что могут все, посаженые чиновники, развращенные владелицы благотворительных фондов, уставшие богатые жены в ботоксе, длинноногие содержанки, одержимые целью уцепиться за папика. Это сеанс разоблачения: у всех в кармане есть своя фига, своя червоточина в  глянцевом боку

Публикация от Konstantin Bogomolov (@konbog75)

В начале старта сериал интриговал сексуальными сценами, ведь и название «Содержанки» намекает, что постели будет много. Но быстро становится понятно, что секс, всегда и без исключений, лишь способ достичь цели. Герои пусты, у них нет душевных сил, чтобы полюбить. Да и любовь, хоть и звучит это слово часто, равняется то дырке в душе, то похоти, то любви к деньгам. И порой сексуальное притяжение и манкость денег смешиваются друг с другом в единое целое.

Бывшая содержанка, а ныне будущая бывшая жена влиятельного девелопера Алиса Ольховская спит с молодым юристом мужа, чтобы разузнать тайны супруга. Сам молодой юрист очарован  ее статусом: как же, он барахтается в постели с женой шефа. Следователь Лена Широкова спит с коллегой, сбегая от протухшей семейной жизни. Жена крутого чиновника (одна из лучших ролей Марины Зудиной в кино) спит с крепкопопым альфонсом, чтобы почувствовать себя живой женщиной. Искусствовед Даша занимается сексом с чиновником, чтобы тот помог создать ей галерею.

Бедные лимитчики обоего пола, с симпатичными личиками, как образованные, так и неучи, барахтаются в московском золоте, соблазняют, интригуют, забрасывают крючки, на которые порой попадают сами

Все они в той или иной степени монстры. Даже следователь Лена, которая вроде как призвана быть протагонисткой, не вызывает сочувствия. То ли из-за холодности, фирменной у богомоловских актеров, то ли из-за своего пассивно-агрессивного поведения с мужем и сыном. Но самый главный, самый изощренный монстр, конечно, интеллигентная девочка Даша из Саратова. На контрасте с ее тургеневской нежностью и хорошими манерами особенно уродливо смотрится ее другое умение – использовать людей в своих целях.

Даша напоминает другую интеллигентную гетеру, сыгранную Кайли Рио в «Девушке по вызову». Стиль «Содержанок» во многом повторяет стиль проекта Стивена Содерберга: модные лица в оттенках мокрого асфальта.

Хоть сериал и вскрывает гнусные реалии, от реальности в нем ничего нет: герои разговаривают с томными интонациями вне зависимости от того, находятся они на свидании или на допросе. Лица у всех непроницаемые и бесстрастные, словно они постоянно, где-то внутри себя, слушают классическую музыку. Собственно, и так слушают. Вечеринки и презентации нередко сопровождает прекрасная музыка: то игра на дудуке, то Гендель. Вот для чего этот сериал, который несет только отвращение и жалость к людям, точно пригодится: качайте саундтрек. Если исключить Генделя с дудуком, он тягучий и страстный, как южная ночь. И если сериал – про страсть к деньгам, то музыка – точно про любовь.