Рита Железнякова

Рита Железнякова,
редактор и журналист, последний романтик планеты Земля

«Оскар»-2019 получился не очень сильным по фильмам-участникам, но – парадокс – сильным по победителям. Академики вручили награды именно тем, кто этого заслуживает в настоящий момент. Самая массовая кинопремия никак не могла обойтись без оглядок на прошлые заслуги и очевидных политкорректных реверансов. Но ужасающих и диких перегибов не было.

Начнем с того, что организаторы премии не смогли найти ведущего церемонии. С одной стороны, это популярное шоу, которое посмотрят миллионы. Разве можно упустить шанс и лишний раз блеснуть на экранах в окружении голливудских звезд? С другой стороны, бывших ведущих «Оскара» Джимми Киммела, Криса Рока, Эллен Дедженерес не раз обвиняли в том, что они или слишком скучные, или недостаточно политкорректные, или слишком язвительные, или какие-то вовсе бесцветные. Никто не захотел быть очередным «несмешным» ведущим «Оскара». В конце концов, вручение кинопремии состоялось без ведущего. И надо сказать, шоу ничего не потеряло. Знаменитостей было куча, шутки, которые они произносили, были вполне симпатичными. Так что никто не удивится, если и в 2020 году оставят формат «без ведущего».

Главный приз – «Зеленая книга»

Главный приз достался духоподъемной, основанной на реальных событиях «Зеленой книге» Питера Фаррелли. Режиссер «Тупого и еще тупее» преодолел жанр комедии, в котором явно чувствовал себя преотлично, и создал абсолютную голливудскую продукцию. Из путешествия по южным штатам вышибалы из ночного клуба и чернокожего музыканта-сноба получилось роуд-муви, бадди-муви, антирасистская драма и комедия со светлым рождественским хеппи-эндом. «Зеленая книга» дает то, что редко дает в последние годы кинематограф, – концентрацию счастья. Идеально рассматривать «Зеленую книгу» не как социальную драму, а как добрую сказку с толстопузым Вигго Мортенсеном в роли Санты.

Мужская роль – Рами Малек

Приз за главную мужскую роль достался за роль Фредди Меркьюри Рами Малеку, к имени которого с этого момента пора перестать прибавлять «мистер Робот».

Рами – самый молодой и наименее культурно значимый из всех номинантов на мужскую роль. Среди его главных конкурентов был Уиллем Дефо в роли Ван Гога в живописном, но скучном фильме, Кристиан Бэйл, сыгравший во «Власти» Дика Чейни, и Вигго Мортенсен из «Зеленой книги». Все они заслужили награду, а у прекрасного Дефо вообще синдром ДиКаприо: сыграв множество великолепных ролей, он до сих пор не получил статуэтку. Малек, конечно, изрядно потрудился, готовясь к роли лидера Queen: он как одержимый работал над голосом и пластикой. Но есть мнение, что его победа – это отблеск таланта великого Фредди.

Женская роль – Оливия Колман

Лучшая женская роль досталась британке Оливии Колман. Она сыграла в «Фаворитке» Йоргоса Лантимоса капризную, развращенную, жалкую королеву Анну.

Главной конкуренткой Оливии была Гленн Клоуз, сыгравшая талантливую жену, всю жизнь стоящую за спиной мужа, известного писателя. По идее, старожилке Голливуда Гленн пора бы уже получить статуэтку. Но обидно, если бы «Оскар» достался за слабоватую профеминистскую картину, а не за «Роковое влечение».

Лучший режиссер – Альфонсо Куарон с «Ромой»

В интеллигентной номинации «Лучший режиссер» победил Альфонсо Куарон с черно-белым фильмом «Рома». «Роме» достался и «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Здесь жаль теплую картину «Магазинные воришки» и полную страстей и тоже черно-белую «Холодную войну». Но «Рома» с его драмой, острой социальностью и одновременно эстетским взглядом словно создан для блеска золотых статуэток.

Отдельного упоминания заслуживают победы нетипичной даже для массового «Оскара» «Черной пантеры». Экранизация марвеловского комикса одержала победу в трех номинациях: «Лучший дизайн костюмов», «Лучшая работа художника-постановщика» и «Лучший композитор».

Остальные победители:

  • Лучший актер второго плана: Махершала Али – «Зеленая книга»
  • Лучшая актриса второго плана: Реджина Кинг – «Если Бил-стрит могла бы заговорить»
  • Лучший анимационный фильм: «Человек-паук: Через вселенные»
  • Лучший документальный фильм: «Свободный подъем в одиночку»
  • Лучший оригинальный сценарий: «Зеленая книга»
  • Лучший адаптированный сценарий: «Черный клановец»
  • Лучший монтаж: «Богемская рапсодия»
  • Лучшая операторская работа: «Рома»
  • Лучший грим и прически: «Власть»
  • Лучшие визуальные эффекты: «Человек на Луне»
  • Лучшая песня: Shallow – «Звезда родилась»
  • Лучший монтаж звука (sound editing): «Богемская рапсодия»
  • Лучшее сведение звука (sound mixing): «Богемская рапсодия»
  • Лучший короткометражный анимационный фильм: «Бао»
  • Лучший короткометражный документальный фильм: «Точка. Конец предложения»
  • Лучший короткометражный фильм: «Кожа»

У «Оскара»-2019 была сокращенная трансляция и не было ведущего. Вокруг премии уже который год крепнут скандалы про «слишком белый», «не слишком женский», про победу за прошлое, про награды «впрок». Этот «Оскар» мог стать самым скучным или, того хуже, точкой краха. Но оказался тем, чем был и всегда, – высококлассным и волнительным зрелищем, голливудской продукцией высшего сорта.