Психоанализ и кино: 7 фильмов, которые удивят не только психологов
Культура

Психоанализ и кино: 7 фильмов, которые удивят не только психологов

586 0
Юлия Манукова

Юлия Манукова,
колумнист

Между психоанализом и кинематографом много общего. Оба направления исследуют человека, его психику и бессознательные процессы, которые во втором случае еще и можно визуально представить на экране. Кино и психоанализ связаны прежде всего хронологически: в 1895 году вышла работа Зигмунда Фрейда «Изучение истерии», которая послужила началом возникновения нового метода, в том же году братья Люмьер изобрели кинопроектор, что означало рождение кино. Но все-таки союз между обоими явлениями случился не из-за Фрейда. Уже в ХХ веке психоаналитики проявили профессиональный интерес к киноискусству, считая его полезным при обучении, – так появилась целая сфера компетентной кинокритики, вышел в свет влиятельный французский кинематографический журнал.

Но, помимо исторического родства, кино и психоанализ имеют и другие точки пересечения: кинематограф заимствует психоаналитические идеи в своих сюжетах и часто сотрудничает с «врачевателями душ», чтобы глубже и тоньше понять и изобразить человека и его судьбу, его внутренние конфликты и симптомы. В общем, если вы пока не понимаете, какую выгоду может принести терапия, посмотрите для начала хорошее кино. Это польза другого жанра, но все же.

«Скромное обаяние буржуазии» (1972), Луис Бунюэль

Это самый сюрреалистичный фильм режиссера после «Андалузского пса» (1929) и «Золотого века» (1930). По сюжету компания молодых людей собирается пообедать, но им на пути все время встречаются какие-то преграды: то епископ с темным прошлым, то едва не разгоревшаяся революция, то панихида по хозяину заведения. Этот сложный и многослойный фильм полон иронии над жизнью власть имущих и их ежедневными ритуалами. Ленту Бунюэль снял, будучи почти полностью оглохшим в свои 70 лет. За него он получил «Оскар», но на церемонии так и не появился.

«Персона» (1966), Ингмар Бергман

Главная героиня этого культового фильма по имени Элизабет Фоглер однажды замолкает во время собственного спектакля. В качестве терапии ее отправляют вместе с сиделкой на остров, к морю. В этой картине режиссер исследует границы реальности и сновидения, да и в целом язык Бергмана – это язык ассоциаций, а также активного воздействия на наше подсознание: в начале ленты кадры сменяются так быстро, что сложно что-то осмыслить. Две разные женщины, время от времени сменяющие друг друга в кадре, репрезентируют идею двойственности личности – внешней и внутренней полярности, присущей каждому из нас. Также Бергману удалось показать борьбу бессознательного и сознания, которые то и дело хотят победить друг друга, но часто это чревато катастрофой и даже смертью.

«Умница Уилл Хантинг» (1997), Гас Ван Сент

Еще одна блистательная картина о «перевоспитании» с помощью курса психотерапии. Правда, здесь нет той насыщенной метафоричности, как в двух предыдущих картинах, но это не мешает этому доброму, логичному, красивому кино впечатлять и заставить нас о чем-то задуматься после просмотра. Кроме того, здесь можно разглядеть идеи взаимного анализа, когда пациент влияет на терапевта не меньше, чем наоборот.

«Двуличный любовник» (2017), Франсуа Озон

Вернемся к артхаусу. Молодая француженка Хлоя, которую играет красотка Марина Вакт, обращается к психотерапевту, чтобы разобраться со своей депрессией и болями в животе. Со временем врач отказывается от лечения пациентки, признавшись ей в любви. Девушка отвечает взаимностью. Ну а дальше череда интриг, измен, обоюдное недоверие – все, как любит мастер психологических триллеров Франсуа Озон. Конечно, светила психоанализа нашли бы здесь, к чему придраться, но, несмотря на это, фильм получился очень легким, провокационным и местами смешным.

«Бойцовский клуб» (1999), Дэвид Финчер

Наверняка вы смотрели этот талантливый фильм по одноименной книге Чака Паланика. Для психоаналитиков здесь важна показанная идея проективной идентификации – проекции, воплощенного бессознательного, выплеска инстинктивных влечений. Режиссер не против, более того, он искусно преподносит поклонникам Фрейда сцену, в которой Тайлер заявляет, что хотел бы подраться с отцом. Также интересна с психологической точки зрения героиня Марла, которой одержим главный герой. Она представляет собой типаж роковой, доминирующей женщины наподобие матери Джека. Всякий раз она появляется и словно лишает его чего-то важного, преследуя и отнимая то, что он с большим трудом находит.

«Поговори с ней» (2002), Педро Альмодовар

Фильм просто бальзам на душу психоаналитика. Он сложен, как пазл, из флешбэков, параллельных линий и вставных элементов. Лейтмотив ленты – разговор с любимой женщиной, которая находится в коме. Разговор как проявление любви и надежда на жизнь, которая все-таки может продолжиться. Один из самых ярких эпизодов – вымышленный немой фильм о мужчине, который уменьшился в размерах и попал внутрь собственной возлюбленной.

«Великая Афродита» (1995), Вуди Аллен

Практически в любом фильме этого режиссера вы найдете элементы психоанализа, мелодрамы, эксцентрики и сатиры. Его комедии интересно не столько смотреть, сколько слушать: они наполнены острыми шутками, намеками, всевозможными отсылками и пародийными интерпретациями, предполагающими знание контекста. В «Великой Афродите» в события современности вмешиваются герои античности – пророчица Кассандра, царь Эдип, его отец Лай, мать Иокаста, ставшая его женой, и хор древнегреческой трагедии. «Любопытство – вот что нас губит», – тщетно предупреждают «певцы», то и дело комментируя все происходящее на экране.

ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ
И ВЫИГРАЙТЕ БРИЛЛИАНТОВОЕ КОЛЬЦО В ПОДАРОК!

⇐ Не нравится имя? Измените его

Материалы по теме: