В русской литературе давно существует ряд писательских пар, образующих оппозицию. Объективные предпосылки у такого противостояния не всегда выдерживают критику, несмотря на это, многие из нас часто стояли перед вопросами: Толстой или Достоевский? Гнойный или Оксимирон?

Оксимирон vs Гнойный

Оксимирон vs Гнойный

О самом громком рэп-баттле года между Оксимироном и Гнойным (он же Слава КПСС) знают даже те, кто слушает певицу Валерию. Битва на словах стала чуть ли не главным событием последних дней – чего стоит более десяти миллионов просмотров на YouTube! Противостояние здесь налицо: хватание за грудки, словесное унижение, агрессивные эмоции так и прут, такой уж жанр. Победу одержал Гнойный (юношу, кто не знает, зовут Вячеслав Машнов), все пять судей присудили ему победу над Оксимироном (Мирон Федоров).

Один из вопросов, повисших в воздухе: это что, литература? Однозначный ответ может появиться лет через пятьдесят, когда этих лихих парней, цитирующих Гумилева и «Тысячеликого героя» Джозефа Кэмпбелла, будут цитировать самих или… забудут. Кстати, не забываем, что в жанре поэтической борьбы выступали еще Игорь Северянин с Маяковским. А сейчас лишь напомним несколько самых сочных фраз из этого баттла, наполненного метафорами, аллюзиями, не самыми простыми рифмами и яркими образами.

Гнойный:
– Ты самовлюблен, и, хотя здесь не театральные подмостки, ты провел времени за зеркалом больше, чем Андрей Тарковский.
Оксимирон:
– Ты абсолютно пустой, ни черта за душой, мне жаль ее. Ты читал про макак, но ты тоже примат, примат формы над содержанием.
– Во мне люди видят себя, потому что я уязвимый, а ты – просто антагонист, Гнойного нет за стебом и анонимностью; люди «не пойдут за тобой – ты для них в инстаграме подписка»

Пушкин vs Лермонтов

Пушкин vs Лермонтов

Почему их сравнивают? Оба они мультиталанты, великие поэты, тончайшие прозаики, каждый из них гражданин. Оба родились в Москве, но были влюблены в Петербург. Оба были дуэлянтами, оба ушли из жизни несправедливо рано, погибнув на поединке. Они никогда не встречались, хотя и жили в одно время, но когда Александр Пушкин уже был звездой литературы, Михаил Лермонтов только вступал на свой путь. После ухода Пушкина 22-летний Лермонтов стал его достойным наследником, особенно после распространения полного гнева, отчаяния и жажды мести стихотворения «На смерть поэта». Последовавшее за этим изгнание на Кавказ во многом повлияло на внутренний мир Лермонтова.

Если в биографиях великих русских поэтов можно найти параллели, то поэзия – другое. Лучше и прямее всего про них сказал Василий Розанов, имея в виду лад, гармоничность, ощущение счастья у одного и разлад, движение в сторону у другого: «Пушкину и в тюрьме было бы хорошо. Лермонтову и в раю было бы скверно».

Толстой vs Достоевский

Толстой vs Достоевский

Одно из самых животрепещущих противостояний в русской литературе. Поклонники «Войны и мира» и «Анны Карениной» называют Достоевского невротическим игроманом, те, кто держит на почетном месте «Братьев Карамазовых», обзывают Толстого босяком и доморощенным философом.

Дмитрий Мережковский один из первых поставил двух классиков рядом, сказав при этом: «Лев Толстой и Достоевский близки и противоположны друг другу, как две главные, самые могучие ветви одного дерева, расходящиеся в противоположные стороны своими вершинами, сросшиеся в одном стволе своими основаниями». При этом Мережковский указывает, что у Толстого важнее чувственный, плотский, телесный опыт, который ведет к духовному, а герои Достоевского, напротив, движутся от духовного к телесному.

Ахматова vs Цветаева

Ахматова vs Цветаева

Две женщины на поэтическом небосклоне Серебряного века напрямую не соревновались и относились друг к другу с большим уважением. Цветаева, возможно, и с большей страстью, посвящая Ахматовой горсти стихов («И я дарю тебе свой колокольный град,

Ахматова! – и сердце свое в придачу»), но что она делала без страсти? Ахматова, впрочем, спустя двадцать лет ответила, назвав стихотворение «Поздний ответ»:

Сорокин vs Пелевин

Сорокин vs Пелевин

Два самых ярких писателя конца 90-х – начала 2000-х нисколько не потеряли литературного веса и до сих пор поддерживают легкое читательское противостояние. Эти писатели по-разному отразили переходную эпоху, один – используя больше жанр соц-арта, второй – мистические откровения, настоянные на иронии. У обоих нюх на перемены, на время. Владимир Сорокин, впрочем, уже числится в классиках, а от Виктора Пелевина мы все еще ждем новых коленец.

Рубина vs Улицкая

Рубина vs Улицкая

Книги Дины Рубиной и Людмилы Улицкой иногда путают: обе склонны к жанру семейной саги, описывают характеры с тонким психологизмом, давят на «еврейский вопрос», описывают женские судьбы, не говоря уже о том, что это одни из самых популярных (и плодовитых!) современных писательниц. А если вчитаться, окажется, что они, несмотря на все схожести, даже биографические, и умение держать фабулу на уровне крутой беллетристики, и умение составлять романы-пазлы, разные. Если коротко, то Улицкая жестче и безнадежнее, Рубина теплее, смешнее и образнее.