Агния Егошина

Агния Егошина,
актриса, инструктор по сценической речи, волшебница

Можно бесконечно любить классику, но, чтобы быть в курсе происходящего в театральной сфере, стоит посещать разные форматы сценического действа. Быть может, вы найдете любимое направление, которое станет недостающим пазлом именно для вашего сердца. Если хотите, чтобы процесс окультуривания происходил разнообразно, посмотрите следующую подборку. Давайте узнаем, какие интересные форматы предлагает нам столичная театральная индустрия. 

Моноспектакль

Спектакль-монолог с одним участником. Представляете, какой мощью и обаянием должен обладать актер, чтобы удерживать внимание зрителя на протяжении полутора-двух часов! 

В афише выделяются эти спектакли: знаменитый спектакль Евгения Гришковца в театральном центре «На Страстном»;  «Контрабас» с Константином Хабенским в МХТ имени А. П. Чехова; «Ахматова. Поэма без героя» в Гоголь-центре.

Перформанс

На сегодняшний день перформанс –  частое явление, вызывающее много споров. Это своего рода живая инсталляция, обычно сочетающая в себе драму, танец, музыку, визуал и иные эффекты. Основная мысль выплескивается на зрителя, как пощечина, более остро и дерзко, нежели в спектакле. Нередко такое представление происходит без конкретного сценария либо обладает большой свободой в заданных рамках. Можно ходить годами на один и тот же перформанс, и он будет разным. Но нужно тщательнее выбирать, чтобы не разочароваться в этом направлении: сейчас оно распространено, и любое странное действие могут именовать перформансом. 

Ближайшие постановки: «Человек из Подольска. Сережа очень тупой» в театре «Практика»; «Ракеты взлетают и разбиваются рассыпаются в воздухе» (да, название спектакля дается без запятых), спектакль-конструктор в Центре имени Вс. Мейерхольда; «Дыхание», перформанс-инсталляция про феномен дыхания в Музее Москвы.

Возьмите меня в игру

Иммерсивный театр, или «театр вовлечения», предполагает, что зачастую спектакли проходят не на сцене, а иногда и в самых неоднозначных помещениях. Такой опыт отлично подойдет вам, если вы хотите погружения в действие, сами хотите поиграть. Не получится отсидеться после работы, чтобы никто вас не заметил. Заметят. И погрузят в происходящее, что может быть просто развлечением, а может стать психотерапевтическим опытом. 

Примеры: «На Трубе» в Школе современной пьесы; иммерсивное шоу «ТерRапиЯ»; театральный променад «Зеркало Карлоса Сантоса».

Разыграйте мою историю

Playbackтеатр – сценическое действие, при котором зритель не просто становится участником происходящего. Он предоставляет свою личную историю, на основе которой импровизируют актеры. Это может быть полезным – увидеть ситуацию с другой стороны. Важно, что актеры такого направления,  например в театре Cor de Vita, умеют создавать безопасную для подобного самораскрытия обстановку. 

Мысль через тело

Пластические спектакли – отличный вариант, чтобы пригласить друга-иностранца. Начнем с того, что это чертовски красиво, особенно для тех, кто понимает, как много может сказать тело и как зачастую не важны буквы. Все слова переведены на язык пластики, но взаимодействие на сцене происходит по законам драмы. Это направление требует большой внимательности, чтобы не утратить понимания происходящего. 

Примеры: «Кафе Идиот»в ЦИМе; «Демон» в Театре имени М. Н. Ермоловой; «Три сестры», пластический перформанс Андрея Бартенева по мотивам пьесы А. П. Чехова.

Сюда же можно отнести искусство пантомимы. Спектакли этого направления можно посмотреть, например, в Театре мимики и жеста: «Бременские музыканты», «Женщина с витрины». А не много ли мы говорим?

И вдруг все запели

Музыкальные спектакли очень любопытный формат, который может ошеломлять, если создатели постановки сумеют погрузить зрителя в условия мелодичного мира. Как нужно хотеть что-то сказать и донести до окружающих, что начинаешь петь? Это театральное направление отлично подойдет вам, если вы хотите увидеть больше сценических эффектов и обожаете красивый вокал. 

Что смотреть и слушать? Рок-мюзикл TODD и мюзикл «Шахматы» в Московском дворце молодежи; «ПраймТайм» в Московском театре мюзикла; рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда» в Театре имени Моссовета; рок-оперу «Повелитель мух» в Музыкальном театре имени Н. И. Сац.

Максимум честности

Документальные спектакли создаются на основе не художественного произведения, а живых человеческих историй. В ход идут письма, дневники, архивы, интервью или наблюдения. Взгляд на события происходит не через сводки новостей, а через глаза и эмоции зрителей без приукрашивания и сглаживания. Часто в таких постановках применяется техника «вербатим» (латинское verbatim означает «дословно»). На сценической площадке досконально воспроизводится манера речи героя. Это направление отлично подойдет, если хочется максимума честности и глубины происходящего на сцене не только благодаря профессиональной игре. Осторожно, можно «загрузиться»! 

Можно посмотреть такие постановки: «Москва. Дословно» в Театре имени Вл. Маяковского; постановки в театре Doc (также здесь есть документальные спектакли для детей от 6 лет).

Чтобы понять, что нравится именно вам, лучше попробовать все направления. Почитайте отзывы, изучите историю создания спектакля, материал, на основе которого он создавался,  и  найдите интервью режиссера. Или просто посмотрите то, что интуитивно вас цепляет.