Рита Железнякова

Рита Железнякова,
редактор и журналист, последний романтик планеты Земля

В кино не бывает случайных красок, цвет всегда источник дополнительного смысла. Он придает силу сюжету, укрупняет эмоции, создает напряжение и просто дарит визуальное наслаждение. Вспоминаем пять фантастически красивых фильмов с сочной цветовой палитрой.

«Вдали от рая» (2002)

Действие красочной и нежной драмы Тодда Хейнса происходит в 50-е годы XX века. Элегантная домохозяйка Кэти (Джулианна Мур) с неизменной ниткой жемчуга на шее и маленькими часиками на запястье живет с безупречным мужем в идеальном доме, окруженном ухоженным садом. Но счастья это не приносит: на душе у Кэти пустота, а в жизни – одиночество. Единственным близким человеком для нее становится сын садовника Реймонд (Деннис Хэйсберт). Но любовь дамы из высшего общества и чернокожего мужчины оказывается невозможной. И оттого особенно пронзительной.

Фильм Хейнса пропитан цветовой палитрой фильмов Дугласа Сирка, снимавшего в тех самых 50-х. Краски этого мира такие насыщенные (феноменально красивая осень, разноцветные наряды Джулианны Мур), что кажутся неестественными. Все ради того, чтобы показать нам: этот глянец – внешняя сторона нарядной открытки. На обороте что-то другое, гораздо более настоящее: уязвимость, грусть, любовь.

«В сё везде и сразу» (2022)

Замотанная владелица прачечной Эвелин (Мишель Йео), недовольная отношениями с дочерью и тем, как сложилась ее жизнь в целом, вдруг начинает скакать по разным вселенным. То она известная актриса, то талантливый повар, то вообще дамочка с сосисками вместо пальцев. «Всё везде и сразу» – удачное название для фильма, в котором на героиню обрушиваются не столько варианты ее жизни, сколько ее собственные представления о разных версиях себя. Иными словами, вся кинолента – фантасмагоричная и остроумная визуализация психики самой Эвелин, окрашенная в миллион ярких цветов, помещенная в миллион красочных декораций и присыпанная миллиардом цветных блесток.

«Неоновый демон» (2016)

Прагматичная несовершеннолетняя Джесси (Эль Фаннинг) прибыла в Лос-Анджелес, чтобы стать моделью. Лебединая шея, природная грация, юная красота – таких мало. Героиня легко проходит кастинги, привлекает внимание, вызывает завистливые взгляды. Естественная свежесть Джесси – объект притяжения. И недаром вокруг юной девы плотоядно кружат потенциальные конкурентки.

Фильм Николаса Виндинга Рефна начинается с густой, подкрашенной алым атмосферы триллера, уходит в черную комедию, а к финалу делает резкий поворот к фантастическому хоррору. История рассказана с помощью визуальной символики: от манящих и переливающихся огней Лос-Анджелеса до нежных пастельных платьев Эль Фаннинг. А неоновые цвета и фантастической красоты глиттер на щеках героини сочетаются с кровавыми отливами, подчеркивая, что красота и жестокость идут рука об руку.

«Отель "Гранд Будапешт"» (2014)

У гения кэмп-эстетики Уэса Андерсона много страстей в кино, среди них главные – симметрия и цвет. И фильм «Отель "Гранд Будапешт"» по праву считается шедевром режиссера, куда он вставил все свои фирменные примочки. Здесь имеются причудливые персонажи, ретроатмосфера, идеально продуманные визуальные эффекты и кропотливо созданные детали. Цветом же подчеркиваются каждая эмоция, каждый персонаж и каждый промежуток времени. Мадам Ди (Тильда Суинтон) носит желтое платье, напоминающее о «Древе жизни» Климта, Агата (Сирша Ронан) – нежнейшие пастельные оттенки, подчеркивающие ее молодость и кроткий нрав, а сам отель похож на марципаново-зефирный тортик, будто из волшебной сказки.

«Головокружение» (1958)

В захватывающем дух «Головокружении» частный сыщик Скотти (Джеймс Стюарт) по просьбе приятеля следит за его женой Мадлен (Ким Новак). Красивая и загадочная дама превращается для Скотти в женщину-мечту, и, потеряв ее в первой части фильма, во второй он принудительно встраивает ее в свою реальность.

Изощренный манипулятор зрительскими эмоциями, Альфред Хичкок прекрасно понимает, как с помощью цвета создать нужное настроение. В этом нуар-триллере почти сказочная колористика, особенно когда героиня Новак оказывается в полуфантастической цветочной лавке, словно погрузившись в чей-то сон. Обратите внимание на важную деталь: появление Мадлен часто сопровождает зеленый цвет и свет, который усиливает состояние ирреальности. А тревожный красный усугубляет параноидальную одержимость Скотти. При этом сама аристократичная блондинка Мадлен почти призрак: серый костюм, белое пальто, светлые локоны. Недаром она такая неземная и ускользающая. Через образ холодной и прекрасной Ким Новак Альфред Хичкок показывает, кем является женщина для влюбленного мужчины – чистой фантазией.