Рита Железнякова

Рита Железнякова,
редактор и журналист, последний романтик планеты Земля

После затяжного сидения дома мы встречаемся с миром, как с лучшим другом после долгого расставания. Мурашки бегут по рукам, в голове звенит. Поэтому мы и вспомнили кино о свободе, ошеломляющей, сбивающей с ног, приносящей счастье.

«Четыреста ударов»

В центре одного из главных фильмов французской новой волны подросток Антуан Дуанель. Он сбегает из дома, попадает в неприятную историю с кражей пишущей машинки, оказывается в интернате и вновь вырывается оттуда. Герой, внутри которого тикает часовой механизм, заставляющий его бежать в поисках почти иллюзорной свободы, оказался настолько важным для Франсуа Трюффо, что он снял про него еще пять фильмов. Во всех снялся альтер эго режиссера, актер Жан-Пьер Лео. Кажется, только спустя лет двадцать Антуан обретет то, к чему он так безотчетно, но страстно стремился, и найдет это в творчестве.

«Беспечный ездок»


Путешествие на байках по Америке 60-х – гимн свободе, которому подыгрывает в саундтреке Джимми Хендрикс. Двое лохматых байкеров знакомятся по пути со спивающимся адвокатом, тот к ним примыкает, и они, оседлав харлеи, мчат дальше втроем. Роуд-муви Денниса Хоппера порвало закосневший в сладких ромкомах Голливуд и провозгласило бунт, нонконформизм, романтику, почти беспричинное дорожное счастье и звездный статус Джека Николсона.

«Побег из Шоушенка»

Долговязого банкира Энди Дюфрейна (Тим Роббинс) обвиняют в убийстве жены и ее любовника. Получив два пожизненных, Дюфрейн оказывается в тюрьме Шоушенк штата Мэн. Новый заключенный кажется мягкотелым, но на деле оказывается образцом силы духа и редкого умения чувствовать себя свободным даже в тюрьме. Он сближается с чернокожим Рэдом (Морган Фриман), который способен пронести в тюрьму буквально все. Например, молоточек для работы по камню или постер с Ритой Хейворт. Последний и возьмет на себя роль нарисованного очага, за которым откроется прекрасный мир и долгожданная свобода.

«Достучаться до небес»

Двое неизлечимо больных пациентов сбегают из больницы и едут к морю, которое надо каждому увидеть хоть раз в жизни. В багажнике угнанного со стоянки автомобиля, принадлежащего бандитам, оказывается полный денег чемодан, и приятели отрываются на полную катушку. За героями Тиля Швайгера и Яна Йозефа Лиферса гонятся гангстеры и полиция, им навевают попутный ветер призраки Тельмы и Луизы с Бонни и Клайдом, а небесные врата уже приоткрыты.

«Изгой»

Добросовестный почтовый работник и примерный семьянин Чак (Том Хэнкс) попадает в авиакатастрофу, чудом выживает и оказывается на необитаемом острове. Строит жилище, учится добывать еду, обрастает бородой и в приступах одиночества разговаривает с волейбольным мячом, превращая того в языческого божка. В этом кино про современного Робинзона Крузо лучший финал на свете. Герой, потеряв все на острове, теряет все еще раз, вернувшись на большую землю. И остается стоять на перекрестке, обдуваемый теплым летним ветром, с ворохом возможностей, зажатых в горсти.

«Комната»


Девушку по имени Джой (Бри Ларсон) похитили, подвергли насилию и семь лет держали взаперти в крохотной комнате. За это время у Джой родился сын, который не представлял другого мира, кроме четырех стен вокруг. Когда мальчику исполнилось пять, Джой тщательно продумала побег и смогла-таки вырваться из плена. После герметичной комнаты мир вокруг оказался для нее враждебным и пугающим, а для Джека, наоборот, безмерно увлекательным и полным чудес.

«Я шагаю по Москве»


В этом оттепельном кино все о счастье, юности и свободе. Хорошо даже, когда льет проливной дождь, забирают в армию, почти не отвечают взаимностью. Герои отметают сомнения перекличкой, ставшей крылатой: «Но ведь так не бывает!» – «Бывает!» И мир огромен, и вся жизнь впереди, и музыка льет из окон во двор. Юные москвичи и гости столицы 60-х в самом деле чувствовали себя свободными и счастливыми, и не было лучше города на свете, чем Москва.