Рита Железнякова

Рита Железнякова,
редактор и журналист, последний романтик планеты Земля

Осень – прекрасное время для творчества. Можно бродить по парку с лирическим выражением лица и вынашивать шедевр или получить внезапное озарение прямо за офисным ланчем. Как найти в себе силы для креативности? Используйте 90-минутный цикл (70 минут активности, 20 минут релаксации), не забывайте про спорт, узнавайте новое каждый день. Но иногда нужно только одно: устроиться на мягком диване и получить заряд творческой энергии, посмотрев вдохновляющий фильм.

«Общество мертвых поэтов»

В колледже, который славится традициями и дисциплиной, появился новый преподаватель английской словесности Джон Киттинг (Робин Уильямс), учитель-новатор, изумительный оратор, влюбленный в поэзию. Благодаря ему ученики поняли, что благородство – это действие, выбор только за нами и нет ничего прекраснее, чем жить мгновеньем, как завещал Гораций.

Нет человека, у которого к финалу этого пронзительного фильма не стояли бы слезы в горле и которому не хотелось бы повторять вместе с героями строчку из великого стихотворения Уолта Уитмена: «О капитан! Мой капитан!..»

«Боль и слава»

Режиссер и писатель Сальвадор (Антонио Бандерас) в глубоком кризисе, его мучают головные боли и боли в спине. Грядет ретроспективный показ его самого успешного фильма, и Сальвадор звонит актеру, сыгравшему главную роль, чтобы выступить вместе. Их крепкая ссора тридцатилетней давности усложняет задачу.

Очень личный фильм Педро Альмодовара про то, что росток творчества может пробиться через болезнь, возраст, творческий кризис, одиночество и непризнанность. Певец мовиды в этом нежнейшем кино собрал все, что он так любит: светлый образ матери, историю юношеской любви, идеальную цветовую палитру, – и выкрутил искренность до предела, что, кажется, не делал никогда прежде.

«Лето»

На берегу Финского залива к Майку Науменко приходит Витя Цой. Песня «Я бездельник», сладкий арбуз, теплеющие взгляды – так завязывается эта история. В ней хоть и почти нет сюжета, есть красивый любовный треугольник (Науменко – его жена Наталья – Цой) и превосходные вставные музыкальные номера.

Нежнейшее, полностью вымышленное кино про то, как были прекрасны, благородны, талантливы, нелепы и одиноки кумиры 80-х. Про то, что юность, влюбленность, дружба может уместиться в одно лето, после которого все будет иначе.

«Перемотка»

Чудак Джерри (Джек Блэк) случайно размагничивает кассеты с фильмами в видеосалоне, где работает его друг. Чтобы возместить ущерб и удержать и без того скромную клиентуру, друзья своими силами переснимают несколько фильмов. Их на коленке, но от души сделанное кино неожиданно имеет успех. В самом деле, что может быть смешнее Джека Блэка в комичной шляпке, играющего старушку из фильма «Шофер мисс Дейзи».
Вот они, тайные слагаемые творчества, хорошо знакомые режиссеру Мишелю Гондри: добрые намерения и неподдельная страсть.

Yesterday

Джек поет песенки среднего качества и получает первоклассную поддержку от подруги, выполняющей обязанности менеджера. Однажды мир переживает десятисекундный апокалипсис, после которого все забывают песни The Beatles. Все, кроме Джека. И он начинает петь все, что вспомнит, а вспомнит столько, что наберется на несколько альбомов, один из которых станет самым успешным за всю историю музыки. Под слоем романтической комедии скрывается идея ретрансляционной природы творчества. Кто-то считает поэта рупором Бога, и, если держаться контекста фильма, еще неизвестно, чьи слова сегодня повторяют самые великие музыканты. Фильм называется Yesterday не только в честь самой известной песни Битлов, но и потому, что вчера – это большая тайна. Если уж человечество забыло The Beatles (и даже Гарри Поттера), то прошлое как минимум сомнительно.

«Фрида»

Фрида Кало, мятежница и героиня, сумела найти спасение из собственного ада, замешанного на нескончаемой боли. Конечно, это творчество, хотя и немножко любовь. Роль Фриды с большой страстью исполнила Сальма Хайек, даже что-то сделала с бровями, чтобы больше походить на эту эксцентричную художницу, яростную коммунистку, невозможную ревнивицу. Хотя фильм получился хороший и художница – интересная особа, все равно самой запомнившейся сценой оказалось эротичное танго Фриды и фотографа Тины Модотти (Эшли Джадд).

«Богемская рапсодия»

Байопик Фредди Меркьюри, которому уже предъявили кучу претензий: мол, выхолощенный, не очень искренний и боязливо сдержанный. Но финал пробил всех: настоящий Фредди, сгусток энергии, мачо, звезда, вышел, потопал We will rock you, спел All we hear is Radio Ga Ga. И все словно оказались на легендарном благотворительном концерте Live Aid 1985 года на стадионе Уэмбли.

«Хоть раз в жизни»

Англичанка Грета (Кира Найтли) приехала со своим классным парнем в Нью-Йорк. Оба музыканты; Грета пишет классные песни, но парень подписал контракт со студией и начинает потихоньку звездить. Он изменяет, она моментально исчезает из его жизни и попадает в добрые руки спивающегося продюсера (Марк Руффало) с овчарочьим нюхом на хорошую музыку. Можно быть талантливым музыкантом, но не лезть на сцену, можно симпатизировать кому-то, но не лезть в постель. Фильм про то, что отказ от чего-то не лишает важного шанса, а образует пространство, в котором можно дышать. Здесь Кира Найтли сыграла наконец не хрупкую принцессу, а живую девушку из XXI века. Ее Грета, естественная, в простецких цветастых платьях, близка героиням другой Греты, по фамилии Гервиг, хоть и загнана в правила романтической комедии.

«Мой Аттила Марсель»

В меру сказочный и психотерапевтичный ответ «Амели» – французская комедия про 33-летнего Поля, живущего по кругу, словно заевшая пластинка. В детстве Поль потерял родителей и воспитывался двумя консервативными тетушками, сделавшими из него пианиста-виртуоза. Однажды он звонит в дверь эксцентричной соседке, мадам Пруст, которая, разумеется, не просто так однофамилица писателя, герой которого плавает по волнам памяти. Соседка спаивает Полю галлюциногенный напиток, скармливает пироженку «мадлен» и отпускает ловить воспоминания о матери и отце. «Мой Аттила Марсель» рассказывает историю о том, что наша память полна сюрпризов, а заниматься нужно не тем, что требует терпения и страдания (как игра на пианино), а тем, что идет от души (например, игра на укулеле).