Рита Железнякова

Рита Железнякова,
редактор и журналист, последний романтик планеты Земля

Не у каждого кинематографического антагониста есть такая крутая предыстория, как у нового Джокера, сыгранного Хоакином Фениксом. Жестокость, жажда власти и нарциссизм не прилагаются к герою с рождения, как рука или нога. Мы наблюдаем, что повлияло на его характер: адское детство, психические особенности, недружелюбная социальная среда. Когда перед нами не картонный изверг, а человек с трудной судьбой и считываемыми мотивами, ему и посочувствовать можно. Сегодня вспоминаем интересных и сложных злодеев, к которым можно даже проникнуться симпатией. Начинаем с Артура Флека.

Артур Флек, «Джокер»

История Джокера, взволновавшая Венецианский кинофестиваль, перевернула жанр комикса. В картине режиссера Тодда Филлипса блестящий и раздражающий Хоакин Феникс показывает Джокера до того, как тот стал главным монстром вселенной DC. Пока перед нами болезненный, хрупкий, уязвимый, глубоко несчастный, похожий на подростка Артур Флек. Еще никакой не жуткий злодей. Но к этому все идет, конечно.

Артур Флек подрабатывает дешевым клоуном, завлекая людей на распродажи или развлекая детишек в больнице. Он ухаживает за престарелой больной матерью, живет в многоэтажной халупе и мечтает стать стендап-комиком. Иногда он смеется, довольно жутко, но совершенно неопасно. Этот смех, как и разболтанная походка, которую воспроизводит Хоакин Феникс, – симптом синдрома Ангельмана, который еще называют синдромом Петрушки. Заболевание, которое Артур осознает и исправно получает свои семь лекарственных препаратов у равнодушного соцработника. Перед нами персонаж комиксов, помещенный в мир, где не происходит ничего сверхъестественного, примерно Нью-Йорк 70–80-х, с развитой преступностью, мрачными улочками, вечерними юмористическими передачами по телеку и взвинченными жителями, которые легко реагируют на «все достало!».

Артур Флек, «Джокер»

Если бы мы не знали о том, во что Джокер превратится дальше, то восприняли бы кино как психологический триллер, ну да, немного нуарный. Артур Флек у Тодда Филлипса еще не монстр, он только начинает чувствовать свою силу. Не зря Хоакин Феникс, невыносимо похудевший до хрупкого скелета с торчащими ребрами, к середине картины все-таки чуть набирает вес. Он наконец-то понял, что можно не быть униженным и оскорбленным, а убить старушку, ослабить цепь внутреннего монстра и не вспоминать про чувство вины.

Ганнибал Лектер, «Молчание ягнят»

Ганнибал Лектер, сыгранный Энтони Хопкинсом, стал образцовым киноманьяком. В нем словно соединились две разные личности: серийный убийца и интеллектуал, каннибал и харизматик. В 1992 году фильм «Молчание ягнят» сорвал банк на оскаровской церемонии: награды получил сам фильм, а также режиссер Джонатан Демме, Энтони Хопкинс и Джоди Фостер, сыгравшая агента Клариссу Старлинг. Психопат, одним взглядом выворачивающий собеседника наизнанку, Лектер до сих пор пугает и заманивает в свои сети – слушать Моцарта и закусывать стейком.

Ганнибал Лектер, «Молчание ягнят»

Джон Доу, «Семь»

В холодящем кровь триллере Дэвида Финчера Кевин Спейси сыграл маньяка, который возомнил себя орудием Господа. Его цель – наказать людей за семь смертных грехов: чревоугодие, алчность, праздность, гордыню, похоть, зависть и гнев. Джон Доу полон терпения, дьявольски умен и обладает почти сверхъестественной дальновидностью. К финалу зрителей, как и героя Брэда Питта, неизменно настигает ужас от того, насколько точно этот псих все рассчитал.

Джон Доу, «Семь»

Харли Квинн, «Хищные птицы»

Трейлер «Хищных птиц» вышел ровно перед российской премьерой «Джокера», словно нарисовав воображаемый мостик между двумя антагонистами вселенной DC. Зажигательная злодейка Харли Квинн (Марго Робби) уже появлялась в «Отряде самоубийц» и даже затмила там Джокера (Джаред Лето). В 2020 году ждем фильм, посвященный только ей, классной, отвязной, артистичной и дурашливой Харли, которая начинает все с чистого листа.

Харли Квинн, «Хищные птицы»

Кэтрин Трамелл, «Основной инстинкт»

В «Основном инстинкте» Шэрон Стоун сыграла сексапильный образчик идеального зла. Писательница Кэтрин Трамелл – интеллигентная и не знающая жалости, таинственная и роковая, уязвимая и манипулятивная. Пол Верховен и Шэрон Стоун выудили хичкоковский женский образ: идеальные черты лица, обрамленные белокурыми локонами, холодный ум и нечеловеческая жестокость.

Кэтрин Трамелл, «Основной инстинкт»

Волан-де-Морт, фильмы о Гарри Поттере

У великого темного волшебника было сложное детство. Том Реддл был полукровкой, мотался по приютам и испытал нелюбовь учителя Дамблдора. Возможно, талантливого слизеринца могло понести и в другую сторону, а не в область темных искусств, очищения волшебного сообщества от магловской крови и прочих глупостей.

Волан-де-Морт, фильмы о Гарри Поттере