Рита Железнякова

Рита Железнякова,
редактор и журналист, последний романтик планеты Земля

В начале XX века Сергей Дягилев, тонко чувствующий тренды, привез в Европу русский балет. Гениальный антрепренер собрал лучших из лучших из Большого театра и Мариинки: Михаила Фокина, Тамару Карсавину, Анну Павлову, Вацлава Нижинского. Легендарные имена! В «Русских сезонах» Сергея Дягилева нашла выражение новая балетная эстетика: густо замешенное на ориентализме стилевое единство музыки, танца, декораций и костюмов. Это только кажется, что мультидисциплинарное искусство – веяние сегодняшнего дня. Сто лет назад в дягилевских антрепризах равнозначно велико было все: музыка Стравинского, движение, поставленное хореографом Фокиным, визуальность в исполнении лучших художников того времени.

Эскизы для «Русских сезонов» создавали художники Александр Бенуа, Николай Рерих, Лев Бакст. Для Бакста «Русские сезоны» стали временем наивысшего взлета, расцвета и известности. От взрывавших Европу и Америку балетных постановок остались только размытые черно-белые фотографии, вдохновенные воспоминания и красочные эскизы Бакста. Именно по их экспрессивности, по их сочным цветам можно примерно представить, какое великолепное это было зрелище. Пиршество для глаз – так называли декорации и костюмы Льва Бакста его же коллеги по художественному цеху.

Бакст придумывал новую театральную реальность: фантастическую, стилизованную, сказочную. В этих живых картинах Восток вписывался в плавную линию модерна, экзотика была не дикой и агрессивной, а изысканной, а главное, палитра красок оказалась такой насыщенной, что и сейчас ей не нужны никакие инстаграмные фильтры.

Эскиз к балету «Клеопатра»

Фантастические декорации Бакста к балету «Клеопатра» (1909 год) перевернули представление о балете на восточную тему. Никаких привычных пирамид и пальм, главное – игра красок! Изумрудные, сапфировые, пурпурные цвета заставляли сердца зрителей биться чаще.

Важно было представить цвет в движении, поэтому эскизы Лев Бакст создавал такие танцевальные и живые, изгибая персонажей в линиях модерна. После «Клеопатры» весь Париж захватила мода на восточные орнаменты, яркие ткани, на русский балет и на художника Льва Бакста.

Русские сезоны: украшения, вдохновленные эскизами Льва Бакста

Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету «Клеопатра», 1909; серьги SL, розовое золото, гранаты, кварц, бриллианты (заказать)

Эскиз к балету «Жар-птица»

Один из самых громких ранних балетов, поставленный в 1910 году, соединил музыку Стравинского, хореографию Фокина, костюмы Бакста. Жар-птицу танцевала легендарная Тамара Карсавина. Это был огненный феникс! Гранат с его переливчатыми всполохами как нельзя лучше дополняет образ волшебной Жар-птицы.

Русские сезоны: украшения, вдохновленные эскизами Льва Бакста

Эскиз костюма Жар-птицы к балету «Жар-птица», 1910; кольцо SL, розовое золото, гранат, бриллианты (заказать)

Эскиз костюма Вакханки к балету «Нарцисс»

В балете «Нарцисс» (1911) главную партию исполнил Вацлав Нижинский, а Вакханку танцевала его младшая сестра Бронислава Нижинская. Акварельный эскиз костюма Вакханки – воплощение стиля ар нуво с его плавными естественными линиями. Эти линии, словно внезапно застывшие в свободном полете, превосходно смотрятся и в ювелирных украшениях.

Русские сезоны: украшения, вдохновленные эскизами Льва Бакста

Эскиз костюма Вакханки к балету «Нарцисс», 1911; кольцо SL, розовое золото, изумруд, бриллианты (заказать)

Эскиз костюмов беотийских девушек к балету «Нарцисс»

Великий дар театрального художника Льва Бакста – видеть костюмы не только в движении, но и в сочетании друг с другом. Учимся у Бакста комбинировать украшения!

Русские сезоны: украшения, вдохновленные эскизами Льва Бакста

Эскиз костюмов беотийских девушек к балету «Нарцисс», 1911; кольцо SL, розовое золото, сапфир, цаворит, бриллианты (заказать)серьги SL, розовое золото, сапфиры, изумруды, рубины, бриллианты (заказать)

Эскиз костюма к балету «Пери»

Как и в эскизе костюма восточной красавицы, так и в украшениях красиво смотрится изящная изогнутость и глубокий цвет изумруда.

Русские сезоны: украшения, вдохновленные эскизами Льва Бакста

Эскиз костюма к балету «Пери», 1911; подвеска SL, розовое золото, сапфир, бриллианты (заказать)

Эскиз костюма к балету «Карнавал»

Яркий глубокий сапфировый цвет так эффектен на загадочной красавице Эстрелле, пришедшей на маскарад.

Русские сезоны: украшения, вдохновленные эскизами Льва Бакста

Эскиз костюма к балету «Карнавал», 1910; подвеска SL, белое золото, сапфир, бриллианты (заказать)