Хаяо Миядзаки – знаменитый японский режиссер, писатель, сценарист, автор манги, который доказал миру, что аниме – серьезный жанр, который на равных может конкурировать с полнометражными фильмами и даже обходить их по количеству кинонаград. Все его работы несут гуманистический посыл. Своим творчеством он пытается показать миру, что в жизни всегда есть что-то, ради чего стоит жить. Предлагаем подборку из семи лучших работ японского гения.

«Навсикая из долины ветров», 1984

Ранняя картина мэтра, которая была создана еще даже до основания его анимационной студии «Гибли». Полнометражный мультфильм создан на основе одноименной манги, придуманной самим же Миядзаки. Картина задает тон всем будущим работам режиссера. Так, в ней он поднимает важные для планеты экологические проблемы, показывает, к чему могут привести вредные выбросы промышленных предприятий.

После страшной войны произошла экологическая катастрофа, из-за которой не осталось ничего, кроме бескрайних лесных массивов. На руинах прежних государств возникло царство – Долина ветров, в которой люди стараются жить в гармонии с природой. Но даже глобальная катастрофа не способна изменить нрав людей и стремление отобрать у соседей как можно больше территорий и ресурсов.

 Кадр из мультфильма «Навсикая из долины ветров»
Кадр из мультфильма «Навсикая из долины ветров»

«Небесный замок Лапута», 1986

Дебютная полнометражная анимационная картина студии «Гибли».

«Небесный замок» – увлекательный семейный мультфильм в жанре стимпанк с фантастическими приключениями, обаятельными героями и потрясающей анимацией

Девочка Сита находит кристалл невиданной силы, который, по преданию, поможет отыскать летающий остров. Одни говорят, что на острове находится страшное оружие, другие – несметные богатства. За Ситой начинают охоту, чтобы отнять у нее артефакт.

Кадр из мультфильма «Небесный замок Лапута»
Кадр из мультфильма «Небесный замок Лапута»

«Мой сосед Тоторо», 1988

Пожалуй, самая трогательная работа режиссера. Две маленькие девочки встречают в лесу лесной дух Тоторо, который оказывается добрейшим существом. Он становится другом девочек, заботится о них. Тоторо настолько полюбился зрителям, что стал символом студии «Гибли». Картина рассчитана на детей, но ее с большим удовольствием смотрят и взрослые. Эта милая сказка возвращает в счастливое детство, когда искренне верят в добрых лесных духов и чудеса.

Кадр из мультфильма «Мой сосед Тоторо»
Кадр из мультфильма «Мой сосед Тоторо»

«Ведьмина служба доставки», 1989

Еще один шедевр Хаяо Миядзаки с потрясающей графикой, увлекательным сюжетом и простым моральным посылом.

Тринадцатилетняя ведьмочка Кики должна пройти годовую стажировку среди обычных людей. Девчушка собирает все свои пожитки, берет кота и отправляется в большой мир, где сталкивается с трудностями, разочарованиями, одиночеством, поисками своего места в жизни – всем тем, с чем приходится столкнуться каждому на пути к взрослению.

Кадр из мультфильма «Ведьмина служба доставки»
Кадр из мультфильма «Ведьмина служба доставки»

«Порко Россо», 1992

Главный гуманистический мультфильм Хаяо Миядзаки, в котором он прямо высказывает свою антивоенную позицию.

Хотя считается, что мультфильм – детский жанр, «Порко Россо» скорее рассчитан на взрослую аудиторию, поскольку в эту историю автор заложил далеко не детские подтексты

Главный герой – свин, опытный пилот и антифашист, когда-то бывший человеком и даже героем войны, но из-за проклятия получивший лицо свиньи. Действие происходит в период зарождения фашизма, но картина при этом чрезвычайно оптимистичная, пронизанная верой в великую силу жизни в каждом маленьком человеке.

Кадр из мультфильма «Порко Россо»
Кадр из мультфильма «Порко Россо»

«Унесенные призраками», 2001

Волшебная история о маленькой девочке Тихиро, которая учится взрослой жизни в странном мире потусторонних существ – призраков, волшебников, духов. «Унесенные призраками» считают лучшей работой маэстро. Мультфильм стал лауреатом «Оскара» и заработал в мировом прокате рекордные для своего жанра суммы. Здесь слилось все, чем славится студия «Гибли»: потрясающая графика, сказка и фэнтези, японская мистика, чарующая атмосфера, приключения.

 Кадр из мультфильма «Унесенные призраками»
Кадр из мультфильма «Унесенные призраками»

«Ходячий замок», 2004

Еще один пример недетского мультфильма, в котором режиссер затрагивает темы, проходящие через все его творчество: война, экология, дружба, любовь, сила жизни. Это тревожная история разворачивается во время крупной войны, охватившей Европу. Мультфильм ярко иллюстрирует ужасы бессмысленных и никому не нужных войн на фоне красивой истории любви и дружбы. Сложное аниме в стиле стимпанк поставлено по мотивам одноименной книги Дианы Уинн Джонс.

 Кадр из мультфильма «Ходячий замок»
Кадр из мультфильма «Ходячий замок»

Обладатель «Оскара» и почетной награды Академии за вклад в киноискусство, Хаяо Миядзаки – не просто режиссер и создатель аниме, а художник, который, как он сам признается, больше любит рисовать импрессионистические акварельные пейзажи, чем снимать живых актеров. В своих работах он восхищается природой и говорит о том, что человек не должен подчинять ее себе. Высказывает свою антивоенную позицию и показывает, что даже самые беззащитные и хрупкие создания могут совершать серьезные подвиги, если не будут отчаиваться. В 2013 году маэстро завершил карьеру антивоенной драмой «Ветер крепчает».